Итоги контрольной деятельности в сфере закупок отдельными видами юридических лиц
14 марта 2024, 10:52
Тип документа:
Доклады

За 2023 год по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в Чувашское УФАС России поступило 59 жалоб (в 2022 г. – 55), из них 5 признаны обоснованными (в 2022 г. – 13) и 41 – необоснованными (в 2022 г. – 29), 13 жалоб возвращены, отозваны заявителями и направлены по подведомственности (в 2022 г. – 13). Управление выдало 5 предписаний (в 2022 г. – 10), все они исполнены. В отчетном периоде Чувашское УФАС России вынесло 32 постановления (в 2022 г. – 58) на общую сумму 154 тыс. рублей (в 2022 г. – 507 тыс. рублей) и выдало 7 предупреждений. За 2023 год по данному направлению Чувашское УФАС России взыскало 164 тыс. рублей (в 2022 г. – 358 тыс. рублей).

 

Основные нарушения, допущенные заказчиками по 223-фз в 2023 году следующие.

 

В описание предмета закупки включены требования, которые не обусловлены техническими регламентами и (или) документами национальной системы стандартизации

Заказчиком объявлена закупка на поставку противогазов гражданских фильтрующих и комплектов индивидуальных медицинских гражданской защиты (КИМГЗ). Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Вместе с тем, требования к техническим характеристикам противогазов гражданских фильтрующих, указанные в документации, противоречат техническими регламентам и документам системы стандартизации, соответствие которым требует Заказчик, а именно ГОСТу 12.4.235-2019.

 

Включение в закупочную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе.

В Чувашское УФАС России поступила жалоба, согласно которой Заказчик установив требования к диагонали ноутбука «14,1 дюйма»,  оформил описание объекта закупки с нарушением требований законодательства о закупках и Закона о защите конкуренции, что вызвало ограничение конкуренции. В жалобе Заявитель указал, что сведения из реестра Российской радиоэлектронной продукции, произведенной на территории РФ, указывают на то, что большинство производителей имеют диагональ 14 дюймов. 14,1 дюйма это 358,14 миллиметра, а 14 дюймов это 355,6 миллиметра, разница составляет 2,54 миллиметра. Данное обстоятельство указывает на то, что разница малоразличима в контексте определения потребительских свойств товара, но имеет огромное значение в вопросе ограничения конкуренции. Также Заявителем в Чувашское УФАС России представлены скрины и ссылки с сайта каталога продукции Минпромторга России, согласно которым только однин ноутбук соответствует параметру заказчика в размере диагонали — ноутбук KVADRA NAU LE14U, производитель ООО «ЯДРО КЛИЕНТСКИЕ СИСТЕМЫ». По параметру «размер диагонали — 14 дюйм» соответствуют 4 ноутбука.

Заказчика пояснил, что данный параметр установлен для удовлетворения потребности заказчика в легкости и удобстве использования.

При формировании объекта закупки заказчиками в закупочных документациях устанавливаются требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчиков. Однако, при установлении вышеуказанных требований, заказчикам необходимо учитывать, что такие требования не могут приводить к ограничению числа участников закупок, и, как следствие, к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупок, в частности, в результате укрупнения предмета закупки для ограничения числа участников закупки, в том числе путем необходимости выполнения работ на территории значительного числа субъектов Российской Федерации в один временной интервал.

Комиссия управления признала жалобу Заявителя обоснованной ввиду того, что Заказчик не доказал потребность в параметре «размер диагонали — 14.1 дюйм» и тем самым лишил возможности участия в Закупке иных участников.

Необходимо отметить, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к объекту закупки не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Напротив, требования должны устанавливаться заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре, а равно соблюдении принципов, установленных в статье 3 Закона о закупках. Из буквального толкования положений Закона о закупках (части 6, 6.1 статьи 3) следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников. Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии заказчиком не представлено доказательств того, что установленным характеристикам соответствуют ноутбуки иных производителей. Установив такие требования к техническим характеристикам товара, которые соответствуют одному производителю заказчик ограничил доступ для участия в закупке лицам, желающим поставить товар иного производителя. При этом включение в закупочную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе в отсутствие обоснования специфики использования такого товара, является нарушением положений пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

 

Необоснованный отказ в допуске

В Чувашское УФАС поступила жалоба участника о необоснованном отклонении комиссией заявки Заявителя на участие в запросе котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию медтехники, со ссылкой на запрет привлечение субподрядных организаций.

Однако, изучив Положение и Документацию, а также иные представленные материалы, Комиссия Чувашского УФАС России установила, что в документации отсутствует ограничение по возможности привлечение победителем иных лиц, для оказания услуг. Пункт 10 Документации, на который ссылалась комиссия заказчика,  говорит лишь о не установлении заказчиком требований к субподрядным организациям, однако, не содержит запрета на их привлечения победителем закупки. Кроме того, как следует из его содержания, указанные в нем положения относятся к «случаям закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии», в то время как объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию медтехники.

Следовательно,  у закупочной комиссии Заказчика не имелось законных оснований для недопуска заявки Заявителя на участие в процедуре Закупки по указанным в протоколе основаниям.  (Решение № 021/07/3-166/2023).

 

Отклонение заявки, содержащей конкурсное предложение, по причине отсутствия в конкурсном предложении сведений, необходимых исключительно для проведения оценки.

Комиссия заказчика отклонила заявку общества в связи с несоответствие всех приборов учета техническому заданию по количеству слотов под сим-карты: один слот вместо предусмотренных ТЗ двух слотов под сим-карты

Между тем, Комиссия Чувашского УФАС России, изучив материалы дела пришла к выводу, что сведения о количестве слотов под сим-карты и поддерживаемые форматы сим-карт, указываются в составе заявки, представленной заявителем, с целью присвоения баллов заявке участника по соответствующим критериям оценки заявок и не является условием допуска участника закупки к участию в конкурсе, в связи с чем при отсутствии надлежащим образом оформленных сведений в отношении количества слотов под сим-карты и поддерживаемых форматов сим-карт, представленных с целью присвоения баллов заявке участника, такие сведения не учитываются комиссией заказчика при начислении баллов по соответствующим критериям оценки заявок, указанных в документации. При несоответствии документов, представленных участником для целей оценки, такая оценка осуществляется без учета информации, указанной в таких документах, следовательно, заявка Заявителя не может быть отклонена по вышеуказанным основаниям, при этом подлежит оценке без учета несоответствующих документов.

 

Коллективный участник.

В Чувашское УФАС России поступила жалоба, в которой Заявитель  указал, что Заказчик необоснованно допустил и признал победителем конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, коллективную заявку Общества

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

Вместе с тем, указанная правовая норма предусматривает возможность множественности лиц в обязательстве, устанавливая, что участником закупки может быть несколько юридических и (или) физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, и является общей по отношению к тем положениям Закона о закупках, которые регулируют порядок осуществления отдельных видов закупок, в том числе закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (специальные нормы).

Статьей 3.4 Закона о закупках установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее — Положение).

Согласно пункту 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее соответственно - положение о закупке, Федеральный закон), торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, часть 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках предусматривает исчерпывающий перечень информации и документов, обязанность представления которых заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке с участием СМСП.

Статья 3.4 Закона о закупках не содержит положений о возможности участия в конкурентной закупке с участием СМСП несколько юридических лиц или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом, участниками данной закупки не могут являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона.

В соответствии письмом Министерство финансов Российской Федерации от 20.06.2023 № 24-07-09/56775, проведение конкурентной закупки с участием СМСП не предполагает коллективное участие СМСП в такой закупке. В своем письме от 22.06.2023 № 28/48914/23 ФАС России поддерживает позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 20.06.2023 № 24-07-09/56775.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России признала жалобу Заявителя обоснованной, а в действиях членов комиссии по допуску коллективного участника нарушение статьи 3.4 Закона о закупках.

 

 

Наверх