Информация об итогах контрольной деятельности в сфере государственных и муниципальных закупок за I квартал 2018 года
04 мая 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

В рамках контрольной деятельности Чувашским УФАС России в I квартале 2018 года  осуществлено 3 контрольных мероприятия по соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) субъектами контроля, из которых Управлением проведено 2 плановых проверки в отношении федеральных заказчиков и 1 внеплановая проверка в отношении муниципального заказчика. В ходе контрольных мероприятий проверено 32 закупки, осуществленных федеральными и муниципальным заказчиками. Нарушения выявлены в 6 закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, что составляет 18,8% от количества проверенных закупок.

  Наряду с контрольной деятельностью, в рамках предоставленных полномочий Управление осуществляет рассмотрение жалоб участников закупок на действия (бездействие) заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений. Одновременно при рассмотрении жалоб, в соответствии с положением части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Управлением проводятся внеплановые проверки закупок, на которые поступили жалобы.  В I квартале 2018 года рассмотрено 124 жалобы на нарушения Закона о контрактной системе (в I квартале 2017г. - 54), при этом 34 жалобы возвращены без рассмотрения, в связи несоблюдением требований к содержанию жалобы и порядку ее обжалования и 7 жалоб заявителями отозваны.

По результатам рассмотрения 83 жалоб по существу, указывающих на нарушения заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений 33 жалобы (39,8%) признаны обоснованными (в I квартале 2017г.- 32.7%) года и 50 (60,2%) – необоснованными (в I квартале 2017г. - 67,3%) года. При этом количество нарушений в результате рассмотрения жалоб с одновременным проведением внеплановых проверок установлено при осуществлении 35 закупок.

Таким образом, в ходе рассмотрения жалоб и проведения плановых и внеплановых проверок всего выявлена 41 закупка, осуществленная государственными и муниципальными заказчиками с нарушениями Закона о контрактной системе.

Для устранения выявленных нарушений субъектам контроля выдано 36 предписаний, которые на конец отчетного периода исполнены.

 

Структура выявленных по составам нарушений  за I квартал 2018 года

                           сложилась следующая:

 

Составы нарушений

Выявлено нарушений

Доля в общем количестве, %

фед.

суб.

мун.

Всего, в том числе:

6

14

21

100

Нарушения в части размещения информации в ЕИС

 

 

Нарушения порядка выбора способа определения поставщика

 

0

 

0

0

 

0

 

1

 

0

 

 

2,4

  

   0

Нарушения порядка отбора  участников закупок

2

6

0

19,5

Установление требований в документации о торгах, влекущих ограничение количества участников закупок и установления  в документации о закупке требований, не предусмотренных законом о контрактной системе

 

 

3

 

 

 

7

 

 

14

 

 

 

58,6

Нарушения  порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий.

1

0

 

0

 

2,4

 иные нарушения

0

1

6

17,1

 

Из анализа нарушений по составам следует, что наибольшая доля нарушений приходится на ненадлежащее установление требований в документации о закупках в части установления некорректных требований к товарам, работам, услугам, что в конечном итоге приводит к ограничению количества участников закупок. Доля таких нарушений в общем количестве нарушений составила 58,6%.

Нарушения, связанные с порядком отбора участников закупок - 19,5%, с порядком заключения контрактов составили - 2,4%, с порядком размещения документации в ЕИС - 2,4%, и 17,1% нарушений приходится на разные, как-то: незаконное установление или не установление требований к участникам закупки, ненадлежащее разъяснение положений документации и ненадлежащее оформление процедурных документов по закупке и др. 

 

Таким образом, по - прежнему основной блок выявленных нарушений составляют нарушения, связанные с описанием объекта закупки. 

 

 1. Отсутствие проектной документации, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

 

Несмотря на сложившуюся к настоящему времени практику о том, что при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, в I квартале т.г. Управление рассматривало жалобы  о неразмещении  ПСД при закупке выполнения работ по капительному ремонту медицинского учреждения.

       Между тем,  функциональные, технические характеристики для выполнения подрядных работ на вышеуказанных строительных работ должны с учетом требования части 1 статьи 743 ГК РФ, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) содержаться в проектной документации. Проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности, архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2 статьи 48 ГрК РФ).

       Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к результату работ, в отсутствие проектной документации, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

 

2. Заказчиком неправомерно устанавливаются требования к участникам закупки по указанию в заявке показателей, не относящихся к показателям самого товара, а к его физико-химическим свойствам и показателям сырьевого состава, а также к результатам испытаний с использованием различных методов, которые не могут быть известны участнику закупки,

 

В качестве примеров можно привести следующие:

1. "Грунтовка ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Условная вязкость при (20,0+/- 0,5) °С по вискозиметру ВЗ-4. Минимальное значения показателя - 45 с. Степень разбавления грунтовки растворителем Максимальное значения показателя -20%. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3. Минимальное значения показателя - 0,35 у.е. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1. Минимальное значения показателя - 50 см".

2. "Краски водно-дисперсионные ГОСТ 28196-89. Условная вязкость по ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20+/-0,5) °С. Минимальное значения показателя - 30 с. Коэффициент отражения при геометрии угла 0-45° пленки. Минимальное значения показателя - 75%" и другие.

 

        3. Установление дополнительных требований к товарам, не предусмотренных нормативными документами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и применяемых в национальной системе стандартизации.

        

        Например: «Кабель» - электрическое сопротивление жилы постоянному току при температуре 20 С н6е более 139 Ом/км; электрическая емкость пары не более 45 нФ/км.»

          В силу положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

         Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

         При этом, как правило, при установлении Заказчиками требований к указанию участниками закупки показателей, не предусмотренных техническими регламентами, национальными стандартами или Правилами, обоснование необходимости использования этих показателей в документации отсутствует и инструкции о возможности определения таких показателей из каких - либо источников, также отсутствует. 

        Что касается Формы обоснования, то законодателем данное не регламентируется, соответственно, она может определяться заказчиком самостоятельно в зависимости от тех характеристик, которые ему необходимо предусмотреть в документации о закупке.

 

 4. Установленные Заказчиком требования в документации о соответствии значений показателей товара предлагаемых участниками закупки  ГОСТам и документации о закупке, требования к показателям заданным в документации не должны противоречить нормативным значениям установленным национальными стандартами.

 

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

 В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

        В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками закупки значений показателей товара соответствующих значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке не противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

      

Приведем примеры  неправильного формирования документации:

Наименование

   товаров

Заданные значения показателей аукц. документацией

Нормативные (нормируемые) значения показателей Гостами

Перемычка брусковая по ГОСТ 948-2016

 

Нарушение

Из бетона средней плотности не менее 2000кг/м и не менее 2500 кг/м³ включительно

 

Установленные ГОСТом значения показателей неизменны, а заданные числовые значения отличаются от установленных ГОСТом

Из тяжелого бетона (средней плотности  более 2200 до 2500 кг/м³ включительно

Трубы  стальные по ГОСТ 10704-91

 

 

Нарушение

Наружный диаметр не менее 76,0 мм, толщина стенки не более 4,0 мм, масса 1 м трубы не более 6,26 кг

 

Установленные ГОСТом значения показателей неизменны и заданное Заказчиком значение показателя массы 1 м трубы не соответствует требованию действующего стандарта.

При наружном диаметре трубы 76 мм,  толщине стенки 4 мм, масса 1 м трубы составляет 7,10 кг

 

 

Трубы стальные по ГОСТ 10704-91

 

 

Нарушение

Наружный диаметр не менее 325,0 мм, толщина стенки не более 8,0 мм, масса 1 м трубы 54,90 кг.

 

Заданное заказчиком значение показателя толщина стенки не соответствует требованию действующего стандарта

Наружный диаметр 325 мм, толщина стенки 7,0, теоретическая масса 1м трубы 54,9 кг

 

 

Горячекатанная арматурная сталь по ГОСТ 5781-82

 

Нарушение

 Площадь поперечного сечения не менее 0,780 см2, масса 1 м профиля не более 0,888 кг, диаметром более 10 мм

 

 

Заданное Заказчиком значение площади поперечного сечения стержня не соответствует нормативному значению действующего стандарта

 Теоретическая масса 1м профиля для арматурной стали 0,888 кг отвечает номинальному диаметру стержня 12 мм с площадью поперечного сечения стержня нормируется 1,131 см2

 

 

 

          Вместе с тем, Заказчик устанавливая требования к показателям товаров должен сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством о стандартизации с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным  НД).

         5. При  описании объекта не допускается применение терминологии не предусмотренной законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

    

        Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе регламентирует использовать при составлении описания объекта закупки терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

         Однако в ходе рассмотрения жалоб устанавливаются факты применения не стандартизированных терминов.

         Так в описание объекта закупки медицинских изделий применялись  такие характеристики как «Жесткие боковые ребра», «Превосходная эргономичность», что не определяется ГОСТом в качестве показателей. При закупке лакокрасочных материалов применялись характеристики «самовысыхающая», «самогрунтующаяся», «линолеум коммерческий» Подобные характеристики Заказчики берут с сайтов изготовителей, которые применяют их в рекламных целях. 

 

 Следует обратить внимание и на то, что зачастую при установлении соответствия закупаемого товара определенному ГОСТу Заказчику необходимо установить, является ли ГОСТ действующим. Данную информацию можно получить на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта).

Во-вторых, заказчику следует обращать внимание на область распространения ГОСТа.

6. Установление излишних требований к заявкам участников закупки, служит основания неправомерного отказа в признании участников соответствующими законодательству, документации о закупке и извещению.

 

Как показывает практика рассмотрения жалоб, некоторые заказчики забывают об особенностях проведения той или иной процедуры и отклоняют заявки участников по основаниям, предусмотренным для иных процедур. Например, при проведении конкурса заказчик обязан затребовать от участников лицензию на осуществление определенного вида деятельности, если закупаются услуги, подлежащие лицензированию. А вот при проведении запроса котировок требовать лицензию неправомерно.

        Часть 3 статьи 73 Закона о контрактной системе не содержит требований к участникам запроса котировок о представлении копий документов, подтверждающих право на занятие соответствующим видом деятельности, а также декларации о соответствии участника, кроме случая представления декларации о принадлежности участника к СМП и СОНКО при установлении заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона. Вместе с тем,  требования по представлению лицензий при проведении запроса котировок к настоящему времени в I квартале имели место.

 

        7. Установление в документации требований, ограничивающих количество  участников закупки

 

Заказчик при осуществлении закупки по приобретению жилого помещения (квартиры) для предоставления детям - сиротам, установил требование о том, что чтобы жилое помещение (квартира) должно быть новым, на первичном рынке от застройщика.

       Вместе с тем, пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

        Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

        Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

По смыслу Правил предоставления субсилдий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов  по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) , утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 13.03.2015 № 220 под первичным рынком жилья понимается приобретение жилого помещения путем заключения с первым собственником жилого помещения, зарегистрировавшим право собственности на жилое помещение после ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, договора купли-продажи.

          Следовательно, установление в документации условия по приобретению жилого помещения только от застройщика является ограничивающим количество участников закупки.

 

8. Отсутствие в документации об аукционе идентификационного кода закупки.

 

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.

       По  результатам рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Управлением установлено, что Заказчик в проекте государственного контракта при проведении электронный аукцион на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них не указал идентификационный код закупки.

          Вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта идентификационный код закупки, нарушают часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

 

В I квартале 2018 года г. по фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе назначены административные наказания 24 должностным лицам, на общую сумму 322,1 тыс. руб. В I квартале 2018 года лицами, привлеченными к административной ответственности уплачено штрафов за нарушения законодательства о контрактной системе в размере 472,5тыс. руб. 

18 постановлений о наложении штрафа вынесено в связи с нарушением порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статьи 7.30 КоАП РФ), из них:

12 нарушений признано по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в связи с утверждением документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

3 нарушения по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ в связи с необоснованным отклонением или допуском заявок к участию в закупках;

2 нарушения допущено в связи с размещением информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (части 1.1 и 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ);

1 нарушение по части 1.6 статьи 7.30 КоАП РФ в связи с размещением извещения об осуществлении закупки в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график.

4 постановления о наложении штрафа вынесено в связи с нарушением порядка заключения, изменения контракта, а именно нарушение сроков заключения контракта (часть 3 статьи 7.30 КоАП РФ – 2 постановления) и изменение условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (часть 4 статьи 7.30 КоАП РФ – 2 постановления).

1 нарушение связано с необоснованным принятием решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 7.29 КоАП РФ) и 1 должностное привлечено к административной ответственности в связи с неисполнением предписания (часть 7 статьи 19.5 КоАП РФ).

Кроме того, с 06.08.2017 вступила в действие статья 7.32.5 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Чувашским УФАС России за 2017 год по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ привлечено к административной ответственности 6 должностных лиц; 1 освобождено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. 2 постановления обжаловано в судебном порядке, из которых 1 признано законным, 1 отменено в связи с отсутствием состава.

 

В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление) Управление принимает решения по включению или об отказе включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности за недобросовестной поведение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В I квартале 2018 года по результатам рассмотрения 18 обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) лиц, уклонившихся от подписания контракта, а также, лиц, с которыми  расторгнуты в одностороннем порядке контракты, в связи с нарушением существенных условий, принято  решений о включении в РНП 6 лиц и их учредителей. На период II квартала 2018г. в РНП, содержатся сведения о 71 (47-2017г.) лице, включенном Управлением в реестр на основании обращений Заказчиков, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики, что на 34% больше чем по итогам 2017г.

 

 

Что касается судебных разбирательств, то в 1квртале т.г. в судопроизводстве арбитражных судов находилось 21 заявление. 6 производсттв завершились рассмотрением, из которых по 4 заявителям отказано, по 2 -удовлетворено. Соответственно 15 производств не судом не разрешены.

 

 

I квартал 2018

1. ГУП «Фармация» -

    отказать

2. ГУП «Фармация» -

    отказать

3. МКУ «ЦОЗ» по жалобе

   Системпром - отказать

4. ООО «Сорго» - отказать

5. ФГУП «Охрана» - удовлетв.

6. ФГУП «Охрана» - удовлетв.

15 заявлений находятся в стадии рассмотрения

 

Наверх