Нарушение антимонопольного законодательства приобращении с ТКО
25 августа 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

В Чувашской Республике реализуется 11 направлений национальных проектов, в том числе «Экология». В рамках Национального проекта «Экология» сформированы 6 региональных программ («Чистая страна», «Чистая вода», «Комплексная система обращения ТКО», «Оздоровление Волги», Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение лесов»). Общий объем бюджетных средств - более 6 млрд. рублей. По данному национальному проекту утверждено 16 целевых показателей.

Актуальность темы: доклад основан на практике территориального органа, имеющей значение как для дальнейшей реализации Национальных проектов (в частности Национального проекта «Экология», двух региональных проектов: «Чистая страна» и «Комплексная система обращения ТКО», так и для Федерации в целом, так как выявленные проблемы и инструментарий решений позволит предотвратить нарушения и ускорить реализацию проектов.

Первый аспект – связь с указом о развитии конкуренции – включение мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства в перевозках мусора и противодействия монополизации рынка.

В Чувашское УФАС России 01.07.2019 (вх. №04-05/3820) и 02.07.2019 (вх.04-05/3862) поступили обращения ООО «ГринСити» и ИП Филипповой И.В. о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в виде заключения ООО«МВК «Экоцентр» (ИНН 2130132322) и ООО «Траст-Вега» (ИНН 2130172156) соглашения, направленного на ограничение конкуренции, при проведении аукциона №0400700005819000020 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Так, в ходе рассмотрения заявления установлено, что по результатам проведенного аукциона №0400700005819000020 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) 25.06.2019 между ООО «МВК «Экоцентр» и ООО «Траст-Вега» заключен соответствующий договор.

Предметом данного аукциона являлось оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории г. Чебоксары (Ленинского района, пгт. Новые Лапсары), г.Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района,  Мариинско-Посадского муниципального района.

Заявители считают, что данный аукцион сформирован на основе очень большого объема работ и захватывает несколько районов и муниципальных образований Чувашской Республики, что делает невозможным участие в данной процедуре субъектов малого предпринимательства.

По мнению заявителей, данный аукцион сформирован с целью монополизации рынка вывоза ТКО в Чувашской Республике. При этом коммерческие предложения по формированию цены собирались отдельно по каждому району Чувашской Республики, по районам г. Чебоксары и г. Новочебоксарск. В настоящее время организация, победившая в указанном аукционе - ООО «Траст-Вега», заключает договоры субподряда, что свидетельствует о преднамеренном формировании аукциона таким образом, чтобы контракт был заключен именно с этой организацией. Указанные обстоятельства ущемляют интересы перевозчиков, осуществлявших вывоз ТКО с этих районов. Кроме того, ООО «Траст-Вега» предлагает заключить договор субподряда организациям по цене, заведомо ниже, чем выиграло общество, что указывает на необоснованность цены для организаций, которые ранее вывозили ТКО.

Во исполнение требований Правил N 1133, в том числе в части разделения территории, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, не менее чем на 3 лота, ООО «МВК «Экоцентр» было объявлено 22 аукциона на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе аукцион с реестровым номером №0400700005819000020.

Предметом электронного аукциона с реестровым номером №0400700005819000020 является оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории г.Чебоксары (Ленинского района, пгт. Новые Лапсары), г.Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района, Мариинско-Посадского муниципального района.

Размещение извещения о проведении электронного аукциона №0400700005819000020 было осуществлено ООО «МВК «Экоцентр» 20.05.2019 в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной торговой площадки АО«ЕЭТП» (далее также - ЕИС, официальный сайт) 20.05.2019.

Начальная (максимальная) цена (НМЦК) договора составляет: 537 659 866,34 рублей.

Срок исполнения договора установлен с 06.2019 по 05.2021.

Согласно разделу 1 Информационной карты электронного аукциона в составе  документации о проведении электронного аукциона размер обеспечения исполнения контракта  составляет 10 % от начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 53 765 986, 63 руб. Обеспечение контракта в суммарном выражении установлено в извещении о проведении электронного аукциона.

По окончании срока подачи заявок поступила одна единственная заявка от ООО «Траст-Вега», которая признана соответствующей требованиям законодательства. В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 10.06.2019 аукцион признан несостоявшимся.

25.06.2019 между региональным оператором – ООО «МВК «Экоцентр»  и ООО «Траст-Вега» заключен контракт №17 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории г.Чебоксары (Ленинского района, пгт. Новые Лапсары), г.Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района,  Мариинско-Посадского муниципального района.

Как следует из представленной победителем аукциона - ООО «Траст-Вега» информации, после победы в рассматриваемом аукционе в день заключения самого контракта №17 и на следующий день после его заключения им заключены договоры с хозяйствующими субъектами, ранее осуществляющими транспортирование ТКО на территории указанных муниципальных образований.

В последующем хозяйствующим субъектам, осуществляющим и ранее осуществлявшим транспортирование твердых коммунальных отходов на вышеуказанных территориях, в целях изучения вопроса возможного ограничения конкуренции на данном рынке в результате проведения региональным оператором «объединенного» аукциона, направлены запросы с просьбой ответить на следующие вопросы:

1) Осуществляете ли Вы в настоящее время деятельность по оказанию услуг по транспортированию ТКО на территориях Ленинского района г.Чебоксары, пгт. Новые Лапсары, Калининского района г.Чебоксары, Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района, Мариинско-Посадского муниципального района? Если «да», то на какой именно территории, с какого времени и на основании какого договора (с приложением соответствующего договора).

2) Осуществляли ли Вы ранее в течение последних трех лет деятельность по оказанию услуг по транспортированию ТКО на вышеуказанных территориях? Если «да», то на какой именно территории, с какого времени и на основании какого договора (с приложением соответствующего договора).

3) Если Вы прекратили осуществление деятельности по оказанию услуг по транспортированию ТКО на вышеуказанных территориях, то какие причины способствовали уходу с данного рынка?

4) Имели ли Вы намерение участвовать в торгах на оказание услуг по транспортированию ТКО на вышеуказанных территориях, если бы не было объединение данных территорий в один лот и лоты были сформированы раздельно по муниципальным образованиям?

5) Какие в настоящее время существуют барьеры для входа на рассматриваемый рынок?

По результатам изучения ответов на поставленные вопросы установлено, что 8 хозяйствующих субъектов из 12  имели намерение участвовать в рассматриваемом аукционе, если бы региональный оператор не объединил данные территории в один лот и лоты были бы сформированы раздельно по муниципальным образованиям.

Основная причина, по которой опрошенные хозяйствующие субъекты не участвовали в данном аукционе – отсутствие денежных средств для их внесения в качестве обеспечения исполнения договора - 53 765 986, 63 рублей.

Таким образом, исходя из предмета данного аукциона, усматривается объединение в один лот большого количества муниципальных образований – территорий, с которых осуществляется транспортирование ТКО, которое лишило возможности участвовать в данных торгах  иных хозяйствующих субъектов.

Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона №44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона №44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Проведение региональным оператором электронного аукциона укрупненным лотом нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения контракта и оказания услуг согласно предмету контракта, а также приводит к ограничению конкуренции при проведении торгов.

При этом заключение ООО «Траст-Вега» множества договоров субподряда с разными организациями и на обслуживание территориально невзаимосвязанных между собой территорий, свидетельствует о возможности формирования лотов аукциона раздельно по муниципальным образованиям или территориально взаимосвязанным муниципальным образованиям, и не продиктовано целями проведения аукциона.

Вместе с тем муниципальные образования, являющиеся предметом рассматриваемого аукциона, входят в различные зоны Территориальной схемы обращения с отходами в Чувашской Республике. Так, Чебоксарский городской округ, Новочебоксарский городской округ, Чебоксарский район и Мариинско-Посадский район входят в первую зону деятельности операторов по обращению с ТКО. Ядринский район входит во вторую зону деятельности операторов по обращению с ТКО. Цивильский район, Красноармейский район и часть Мариинско-Посадского района – в третью зону деятельности операторов по обращению с ТКО.

Таким образом, действия ООО «МВК «Экоцентр» по укрупнению лота нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, равноправия участников торгов. (нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

По результатам рассмотрения дела №021/01-682/2019 02.07.2020 вынесено решение о признании ООО «МВК «Экоцентр» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и участии (реализации) соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов и созданию преимущественных условий деятельности для ООО «Траст-Вега» при организации и проведении аукциона в электронной форме  №0400700005819000020 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории г.Чебоксары (Ленинского района, пгт. Новые Лапсары), г.Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района,  Мариинско-Посадского муниципального района.

 

2. Не менее важная и где-то более всеобъемлющая программа «Комплексная система обращения ТКО», так как касается каждого жителя Российской Федерации и каждого хозяйствующего субъекта.

Актуальность проблемы:

Проблема в истолковании пункта 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354).

Согласно пункту 148(38) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к Правилам.

При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения № 2 к Правилам.

Таким образом, учет ТКО исходя из фактического объема согласно абзацу 2 пункта 148(38) Правил № 354, может осуществляться, в свою очередь, в двух случаях:

-при раздельном накоплении сортированных отходов;

-в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.

Вместе с тем, абзац 2 пункта 148(38) Правил № 354 трактуется хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по-иному, которые указывают на учет ТКО исходя из фактического объема только в случае раздельного накопления сортированных отходов при условии принятого региональными органами власти решения о раздельном накоплении отходов в регионе.

Региональный оператор, являясь монополистом, в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО принимает от собственников ТКО в объеме, который определяется расчетным путем (весьма условно и далеко не в пользу потребителя), а дальнейшее обращение с ТКО организуется и оплачивается им, как правило, исходя из реальной массы отходов (расчеты с операторами по обращению с ТКО, имеющими объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО).

Типовой договор на оказание потребителю услуг по обращению с ТКО, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, содержит указание на три возможных способа осуществления учета объема (массы) ТКО, о которых могут договориться стороны: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО; расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО; исходя из массы ТКО.

Согласно пункту 148 (1) Правил № 354, собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. 

Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Таким образом, в настоящее время существует необходимость уточнения положений действующего законодательства в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме.

Чувашское УФАС России рассмотрев дело № 021/01/10-814/2019, возбужденное по признакам нарушения ООО «МВК «Экоцентр» (428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 19, корп. 11, пом. 2) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признала действия регионального оператора, выраженные в навязывании ООО «АУРА» (собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме) условий договора, невыгодных для него, что привело к необоснованному увеличению расходов Заявителя на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами нарушение антимонопольного законодательства.

Ввиду того, что на момент вынесения решения неправомерные действия не прекращены, ООО «МВК «Экоцентр» выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Срок исполнения предписания 15.09.2020.

Наверх