Правоприменительная практика в сфере закупок
01 июня 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Правоприменительная практика в сфере закупок

товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и

муниципальных нужд за I квартал 2017года

 

В рамках контрольной деятельности и правоприменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в I квартале 2017 Управлением рассмотрено 54 жалобы (90 - в I кв. 2016) на нарушения Закона о контрактной системе, при этом 2 жалобы возвращены без рассмотрения и 3 жалобы заявителями отозваны. Снижение количества поступивших жалоб в I квартале 2017 по сравнению с этим же периодом прошлого года произошло, в связи с проводимым уполномоченным федеральным органом, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию, тотальным контролем соответствия объема финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащегося в планах закупок, планов - графиков и иных документах по закупкам, значительно замедлившим закупочную деятельность заказчиков.

По результатам рассмотрения поступивших 49 жалоб по существу на действия (бездействие) заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений 16 жалоб (33%) признаны обоснованными,                             33 (67%) – необоснованными. При этом количество нарушений в результате рассмотрения жалоб с одновременным проведением внеплановых проверок установлено при осуществлении 19 закупок.

Наряду с этим, в I квартале Управлением осуществлено 28 проверок соблюдения требований законодательства о контрактной системе субъектами контроля, в том числе 2 плановых и 26 внеплановых проверок. В ходе проверочных мероприятий выявлено нарушений Закона о контрактной системе при осуществлении 20 закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, в ходе рассмотрения жалоб и проведения плановых и внеплановых проверок выявлено 39 закупок, осуществленных государственными и муниципальными заказчиками с нарушениями Закона о контрактной системе.

Наибольшая доля нарушений приходится на ненадлежащее описание Заказчиками функциональных, технических, качественных характеристик объекта закупки, установление некорректных требований к товарам, работам, услугам, не отвечающих требованиям объективности, что в конечном итоге приводит к ограничению количества участников закупок. Доля таких нарушений в общем количестве нарушений составила 44%.

Вместе с тем,  нарушения, связанные с порядком заключения контрактов составили 14 %  и с порядком отбора участников закупок - 11% и 31% нарушений приходится на разные, как-то: незаконное установление или не установление требований к участникам закупки, ненадлежащую дачу разъяснений на положения документации и ненадлежащее оформление процедурных документов по закупке и др.  

Для устранения выявленных нарушений субъектам контроля выдано 21 предписание, которые Заказчиками исполнены в установленные в них сроки.

 В I квартале 2017 Управлением рассмотрено 74 уведомления об осуществлении закупки у единственного поставщика, нарушений по заключению государственных контрактов не выявлено. Согласований заключения контракта с единственным поставщиком в установленных законом о контрактной системе случаях, управлением не осуществлялось, в связи с отсутствием обращений о таком согласовании.

Проведена определенная работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП). По результатам рассмотрения 11 обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) лиц, уклонившихся от подписания контракта, а также, лиц, с которыми  расторгнуты в одностороннем порядке контракты, в связи с нарушением существенных условий, принято  решений о включении в РНП 8 лиц и их учредителей и по 3 обращениям приняты решения в РНП не включать. По итогам I квартала в РНП содержались сведения о 47 лицах

В I квартале т.г. Управлением по фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе возбуждено 54 (в I кв. 2016г. - 31) дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения 2 дела прекращены по основанию статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с признанием правонарушения малозначительным. Административные наказания в виде штрафа назначены 52 должностным лицам на общую сумму 975 тыс. руб. (235 тыс. руб. - в I кв. 2016г.) За I квартал т.г. правонарушителями уплачено штрафов за административные правонарушения в сфере закупок в размере 477,8 тыс. руб.

Как и в предыдущие периоды Чувашское УФАС России в 2017г. активно взаимодействует с органами Прокуратуры Чувашской Республики при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок.

По результатам проверок соблюдения законодательства о контрактной системе органами прокуратуры Чувашской Республики, по выявленным фактам нарушений, предусматривающим административную ответственность, в 1 квартале т.г. прокурорами возбуждено 19 дел об  административных правонарушениях, которые по подведомственности направлены для рассмотрения в Управление. По результатам рассмотрения дел об  административных правонарушениях вынесены соответствующие постановления о назначении административного наказания должностным лицам.

Для рассмотрения вопросов, связанных с применением Закона о контрактной системе, выработки рекомендаций по обеспечению исполнения отдельных положений закона о контрактной системе,  а также выработки правовых позиций по отдельным положениям Закона, в целях единообразного применения закона в I квартале т.г. проведено заседание Экспертно-методического совета по закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд созданного при Чувашском управлении. Согласно регламенту и повестке заседания Совета рассмотрены вопросы:

      - о состоянии контроля за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок; в извещениях об осуществлении закупок; в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); в условиях проектов контрактов;  в реестре контрактов.

       - об изменения в отчете об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (порядок подготовки и сроки размещения).

      - об изменениях в законодательстве о контрактной системе и их правоприменении.

       - о практике применения ограничений и условий допуска при закупках медицинских изделий. 

 

Наверх