Практика применения и исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»
27 февраля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

В соответствии со ст. 21 Федерального закона  от  26.03.2003                №35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» определены требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

 Раскрытие информации  в данном случае  - обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (далее – Постановление №24) информация может быть раскрыта путем:

- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;

- опубликования в электронных средствах массовой информации;

- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;

- направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22(2) настоящего документа;

- опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

 

Следуя п. 3 (1) названного Постановления субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети «Интернет», где информация размещается в полном объеме.

Чувашским УФАС России в период с сентября по декабрь проведена проверка на предмет соблюдения сетевыми организациями Постановления №24, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства в названной сфере,  в отношении должностных лиц, ответственных за надлежащее раскрытии информации, возбуждены административные производства в части нарушения ст. 9.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,  виновные привлечены к ответственности.

В ходе проведенной проверки выявлены типичные нарушения размещения информации, предусмотренной Постановлением №24, обратимся на наиболее распространённым их них.

1) Ненадлежащее размещение информации на официальном сайте, а именно отсутствие системности размещения в разделах сайта, нарушение хронологического порядка документов, отсутствие грамотного наименования документа, размещение  файла в программе, неподдерживаемой сайтом, необходимость скачивания файла на устройство для ознакомления с ним, неактивные ссылки.

2) Несвоевременное размещение информации на официальном сайте, так, например, необходимость размещения  п. пп. н п. 11 Стандартов раскрытия информации на официальном сайте утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2017 №624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения ежима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» (далее – Постановление №624), п. 2 документа указано, что сетевые организации обязаны опубликовать информацию в течении 20 дней после вступления в законную силу  Постановления.

   Согласно п. 3 Постановления, оно вступает в законную силу по истечении 120 дней после дня его официального опубликования.

Постановление №624 опубликовано 02.06.2017, следовательно, вступает в законную силу 01.10.2017, а информация должна быть размещена  не позднее 21.10.2017.

Вопреки изложенному, отдельные сетевые организации разместили информацию с пропуском срока, отдельные организации не разместили.

3) Некорректная формулировка правил должностными лицами, установленных нормативно – правовыми актами.

В ходе проведения проверок, также выявлены случаи  преднамеренного не размещения информации, вследствии некорректного прочтения нормы.

Например,  пп. н п. 11 Стандартов раскрытия информации определена необходимость размещения информации о  выделенных оператором подвижной радиотелефонной связи абонентских номерах и (или) об адресах электронной почты, предназначенных для направления потребителю электрической энергии (мощности), потребителю услуг по передаче электрической энергии уведомления о введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Отдельные сетевые организации, не разместили данный вид информации, мотивируя это тем, что в разделе «Контакты (Контактная информация)» присутствую все номера телефонов и электронной почты организации, в связи с чем, размещение дополнительных номеров телефонов не актуально, либо, названная информация указана в договоре с потребителем, а сведения передаются курьером.

 Названные позиции ошибочны ввиду ниженазванного.

 Пунктом 2  Постановления №624 уже определена обязанность размещения информации о выделенных оператором подвижной радиотелефонной связи абонентских номерах и (или) об адресах электронной почты, предназначенных для направления потребителю электрической энергии (мощности), потребителю услуг по передаче электрической энергии уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии и сетевыми организациями на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Исходя из толкования названной нормы, надлежащим оформлением названной нормы  считается исключительно ее размещение  на официальном сайте, иное является нарушением.

В случае, если рассматриваемые контакты являются одновременно «общими» контактами организации, то на официальном сайте должно быть либо уточнение, либо ссылка на норму закона, позволяющая потребителем  идентифицировать ее принадлежность именно к пп. н. п.11 Стандартов раскрытия информации.

4) Размещение информации обязательной к раскрытию на иных сайтах, без указания ссылки.

Следуя  п. 3 Письма ФАС России от 17.06.2013 № ЦА/23366/13 «О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)» раскрывается путем:

- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);

- опубликования в электронных средствах массовой информации;

- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.

Согласно пункту 3(1) Стандартов раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается путем опубликования в официальных печатных изданиях.

В том случае, если в Стандартах раскрытия информации указаны несколько возможных источников опубликования информации, а именно: официальный сайт субъектов рынков электрической энергии или иной официальной сайт в сети Интернет, определяемый Правительством Российской Федерации, и (или) официальное печатное издание, опубликование субъектами рынков электрической энергии информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, возможно одним из следующих способов:

а) опубликование информации на официальном сайте указанной организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и в печатных средствах массовой информации;

б) опубликование информации на официальном сайте указанной организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации;

в) опубликование информации в печатных средствах массовой информации.

При условии отсутствия указания на конкретное место опубликования информации, подлежащей раскрытию, Стандартами раскрытия информации предусмотрена возможность опубликования субъектами рынков электрической энергии в официальных печатных изданиях сведений о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта, где информация размещается в полном объеме, с учетом направления в органы государственной власти сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию, в срок, не превышающий 15 дней со дня ее опубликования.

На территориях, на которых отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается путем опубликования в официальных печатных изданиях.

 Таким образом, если информация в полном объеме размещается на ином официальном сайте организации, ссылка на сайт обязательна.

Кроме того, размещение информации организаций, находящихся в зоне покрытия интернета, размещение информации, обязательно на официальном сайте в сети «Интернет».

Так, например, при проведении  проверки  официального сайта одной сетевой организации Чувашской Республики, выявлено отсутствие информации пп. ж 1 п. 11 - об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах.

В ходе административного производства, установлено, что информация размещалась на ином сайте, без какого-либо указания.

В ином случае, на официальном сайте организации, указана отсылка на другой сайт, на котором ознакомление с информацией возможно по прохождению процедуры авторизации.

Данные факта признаны нарушением, должностное лицо привлечено к административной ответственности.

5) Выявление «коллизионных норм» Стандартов раскрытия информации.

Так, например, пп. а п 11 Стандартов раскрытия информации, определена необходимость размещения информации о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения, не включаемых в плату за технологическое присоединение (и подлежащих учету (учтенных) в тарифах на услуги по передаче электрической энергии), с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов, содержащего информацию о размере таких расходов в течение 5 дней со дня поступления в сетевую организацию решения регулирующего органа об установлении тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов.

То есть, действующим законодательством, предусмотрена обязанность размещения вышеназванной информации, при ее наличии, однако же действия организации, при отсутствии таких расходов не регламентированы.

Аналогичная ситуация складывается с  пп. а п. 9 Стандартов раскрытия информации, согласно которому, субъекты рынков электрической энергии раскрывают годовую финансовую (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Таким образом, независимо от того, что субъекты электроэнергетики, для которых деятельность в этой сфере не является основным видом деятельности, ведут раздельный бухгалтерский учет по видам деятельности, бухгалтерская отчетность является единой системой данных об имущественном и финансовом положении организации и публикуется, в соответствии со Стандартами раскрытия информации, в полном объеме.

Таким образом, в случае невозможности размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информации по каким-либо пунктам Стандартов раскрытия информации, ввиду ее отсутствия, рекомендуется размещать сведения об их отсутствии с указанием причины.

По результатам изложенного, в целях надлежащего оформления и наполнения официального сайта субъекта рынков электрической энергии  в соответствии с  Постановлением №24 рекомендуется:

- осуществление регулярного контроля за изменениями законодательства в сфере Стандартов раскрытия информации  и электроэнергетики для оперативного размещения информации в установленный срок;

- систематизация информации, размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет» по разделам, а в разделах по хронологии для упрощения возможности поиска необходимых сведений;

- обеспечение надлежащей технической поддержки сайта для его корректной работы, а именно ликвидация «неактивных» ссылок, исключение необходимости предварительного скачивая файла для ознакомления, использование в работе сайта программ, адаптированных для всех  видов устройств.

 

 

 

 

Наверх