Правоприменительная практика Чувашского УФАС России при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства о звуковой рекламе
06 октября 2023, 11:24
Тип документа:
Доклады

Законодательным нововведением в 2021 году в сфере рекламы необходимо отметить вопрос, связанный с распространением звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, которому послужило принятие Федерального закона от 26.05.2021 N 150-ФЗ "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О рекламе".                                                                                                                           

Данный закон был направлены на защиту интересов граждан в целях снижения на них нежелательной информационной нагрузки в виде звуковой рекламы в общественных местах.

Таким образом, согласно требованиям части 3.2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", вступившей в силу с 25.08.2021, не допускается распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений. Таким образом, с 25.08.2021 запрещается распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе не являющихся многоквартирными жилыми домами, и вне зависимости от того, на каком расстоянии от многоквартирных жилых домов расположено такое звукотехническое оборудование.

Как следствие, с 25.08.2021 распространение звуковой рекламы, которая распространяется названным способом на названных объектах, в том числе на территориях всех без исключения городских парков, набережных, уличных ледовых катков, иных спортивных площадок, пляжей, городских ярмарок, не допускается вне зависимости от заключенных гражданских-правовых договоров на распространение рекламы, а также вне зависимости от уровня громкости такой рекламы.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что положения части 3.2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" распространяются исключительно на конструкции, транслирующие рекламу.

На звуковое оборудование, транслирующее музыку или иную информацию, не являющуюся рекламой и не содержащую рекламу, положения Федерального закона "О рекламе", в частности части 3.2 статьи 19 указанного Закона, не распространяются.

Вместе с тем, положения части 3.2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" не устанавливают запрет распространения звуковой рекламы в зависимости от способов установки звуковоспроизводящих устройств.

Учитывая изложенное, часть 3.2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" запрещает распространение звуковой рекламы на любых конструкциях, в том числе не являющихся рекламными конструкциями, которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений.

Дополнительно необходимо отметить, что в части 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" также содержится указание на "иные технические средства стабильного территориального размещения".

К иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями, т.е. с объектами недвижимого имущества и не предназначены для перемещения.

Таким образом, например, колонка, воспроизводящая рекламу, которая закреплена на столбе, прочно связанным с землей, подпадает под запрет части 3.2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе". К сооружениям могут быть отнесены, в том числе, линии электропередач, столбы освещения, остановочные пункты движения общественного транспорта.

Так, например, под иными конструктивными элементами здания, строения, сооружения, указанными в статье 19 Федерального закона "О рекламе", могут пониматься представляющие собой часть такого объекта недвижимого имущества крыльцо, наружные лестницы, балконы, лоджии, террасы, веранды, отдельные стойки (колонны, столбы) для поддержки перекрытий, стен или крыши.

При этом, опять же надо отметить, что приведенный перечень не является исчерпывающим.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что требования части 3.2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" не применяются к звуковой рекламе, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, размещаемого не на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений.

В случае выявления нарушения требований названной статьи Федерального закона "О рекламе" антимонопольные органы привлекают виновных лиц к ответственности.

Дополнительно необходимо отметить, что орган местного самоуправления, в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вправе определять порядок и возможность размещения звуковой рекламы, которая распространяется не на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, в соответствующем нормативном акте.

При этом, следует отметить, что и количество обратившихся с заявлениями в Чувашское УФАС России о нарушении рекламного законодательства в части неправомерной звуковой рекламы за последние время увеличилось. В этой связи в своем выступлении Чувашское УФАС России поделится уже имеющейся практикой по  рассмотрению  дел в данной  сфере рекламного законодательства.

                                     

Наверх