В первом квартале 2022 года в Чувашское УФАС России в соответствии с 44-ФЗ поступило 65 жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (в I квартале 2021 г. – 78). Необоснованными признало 27 жалоб (41%) (в I квартале 2021 г. – 20). Количество обоснованных обращений составило 21 (32%) (в I квартале 2021 г. – 28), в результате их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам Управление выдало 13 предписаний (в I квартале 2021 г. – 20). Все они исполнены.
Из 65 поступивших жалоб 14 (21,5%) – отозваны (в I квартале 2021 г. – 8), 3 (4,6%) – возвращены в соответствии с действующим законодательством (в I квартале 2021 г. – 22).
Управление в ходе рассмотрения жалоб и 20 плановых, внеплановых проверок выявило 37 нарушений (в I квартале 2021 г. – 45). Основные нарушения: установление требований в документации, влекущие ограничение количества участников закупок – 16; размещение информации в единой информационной системе с нарушениями – 4; нарушение порядка отбора участников закупок – 2; нарушение порядка заключения контракта – 1; иные – 14.
Кроме того, за этот период Управление рассмотрело 26 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (в I квартале 2021 г. – 47). Закупки проведены без нарушений действующего законодательства.
В отчетном периоде Чувашское УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включило сведения о 18 участниках размещения заказа (в I квартале 2021 г. – 20), из них 1 уклонился от заключения контракта, у 17 контракты расторгнуты по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Всего на данный момент в реестре по 44-ФЗ числятся 165 недобросовестных поставщиков.
Чувашское УФАС России выдало 106 постановлений (в I квартале 2021 г. – 73) о наложении штрафов на общую сумму 1 млн 487,88 тыс. рублей (в I квартале 2021 г. –677,57 тыс. рублей).
Основные нарушения выявленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок:
- Применение Национального режима (постановления правительства №№ 616, 617, 878, 102
- Объединение в одну закупку продукции из перечня и продукции, не входящей в него.
- Не применение постановления при наличии продукции в Реестре
- Обоснование не применения национального режима составлено ненадлежащим образом, так как не содержит в себе все сведения
- Необоснованное применение 15% ценовой преференции
- Каталог товаров, работ
- Неприменение КТРУ
- Неверное определение КТРУ
- Установление характеристик товара не соответствующих КТРУ
- Установление дополнительных характеристик без обоснования
- Установление дополнительных характеристик, не содержащихся в КТРУ при установлении ограничения по ПП 878
3. Конкурс
- Необоснованное требование к сроку контрактов предоставляемых для оценки
- Необоснованное требование к отсутствию штрафов, пени и неустоек по контракту
- Необоснованное требование к размеру НМЦК контракта
- Требования к квалификации – о нахождении сотрудников в штате организации
4. Закупки в сфере строительства
- В ЕИС размещены отдельные разделы ПСД или только локальные сметные расчеты, при наличии у заказчика ПСД, «облачное» размещение ПСД
- Требования об указании в заявке конкретных показателей товара при размещении ПСД в ЕИС
- Указание товарных знаков в ПСД без «эквивалента»
- Отсутствие требования к уровню ответственности СРО по фонду возмещения вреда
- Незаполненный график выполнения работ
- Отклонение заявок по несоответствию уровню ответственности по фонду договорных обязательств
5. Дополнительные требования по подтверждению опыта
- Не установление требования о наличии опыта исполнения контракта
- Установление необоснованного требования о наличии опыта исполнения контракта
- Установление дополнительных требований не соответствующих предмету закупки
- Необоснованный допуск, отказ в допуске участников
- Подтверждение опыта договорами субподряда
6. Нарушение в документации:
- Установление требований к объекту закупки, не соответствующих закону о контрактной системе
- Установление требований о представлении в составе заявки информации и документов, не предусмотренных Законом
- Объединение в один лот закупок по лицензируемым и не лицензируемым видам деятельности;
- Нарушение при установлении преимуществ отдельным участникам закупок (субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов)
установление требований к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не соответствующих закону при закупках у СМП, при казначейском сопровождении контракта
- Установление ненадлежащих сроков оплаты товара, сроков возврата обеспечения
- Отсутствии в контракте требований к поставщику о предоставлении нового обеспечения контракта в случае отзыва лицензии банка; либо ответственности за не предоставление
- Ненадлежащее установление требований к сроку действия гарантии
7. Действия Комиссии, оформление протокола:
- Принятие решения о соответствии заявки участника требованиям при отсутствии документов и информации о соответствии участника дополнительным требованиям части 2.1 статьи 31
- Отказ в допуске участнику в связи с нахождением в РНП по 223-фз
- Отсутствие в протоколе положений документации, которым не соответствует заявка на участие в нем, а также положений заявки, которые не соответствуют документации
- Не доведение до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок в протоколе - из протокола закупочной комиссии невозможно определить, какие параметры квалификации и организатор посчитал нарушенными, какие документы участника – принял или нет к оценке
- Нарушение срока размещения протокола
8. Иные нарушения:
- Ненадлежащее оформление разъяснений – отсутствие содержания запроса
- Ненадлежащая информация по НМЦК – указание на невозможность определения объема подлежащих выполнению работ
- Направление заказчиком на подписание контракта, содержащего характеристики товара, не соответствующие предложенным участником закупки.