Практика рассмотрения заявлений на нежелательную рекламу по средствам электросвязи
26 августа 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

В последнее время одним из наиболее простых и эффективных способов распространения рекламы является способ распространения рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи. При этом, следует отметить, что и количество обратившихся с заявлениями в Чувашское УФАС России о нарушении рекламного законодательства, а именно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе», регулирующей рассылку и направление смс – сообщений по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без согласия абонента, за последние время увеличилось в несколько раз. Так, в Чувашском УФАС России в 2019 году подобных обращений рассмотрено около 38 штук, за текущий период 2020 года – около 30 обращений.    

В этой связи, тема выступления "Практика рассмотрения заявлений на нежелательную рекламу по средствам электросвязи" посвящена следующим вопросам.1.Требования норм Федеральных законов от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе» в сфере осуществления рассылок смс – сообщений рекламного характера. 2. Практика антимонопольных органов в части осуществления контроля требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.     3. Порядок подачи в антимонопольный орган заявления и требованиях к заявлению с признаками нарушения статьи 18 Закона о рекламе. 4. Практические рекомендации о возможности реализации абонентам своих прав, предусмотренных Федеральным законом "О связи".

В соответствии с пунктом 22.1 статьи 2 рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи – это автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи.

Для в обязательном порядке необходимо следовать нормам части 1 статьи 18 Закона «О рекламе», при этом также не стоит игнорировать и нормы Закона «О связи».

В соответствии со статьей 44.1. Закона «О связи», рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.

Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи, осуществляемая с нарушением требований настоящего Федерального закона, является незаконной, за исключением рассылки сообщений в целях информирования абонента в связи с перенесением абонентского номера, иных сообщений, которую оператор связи обязан осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также рассылки сообщений по инициативе федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций и других органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона «О рекламе», настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со статьей 45 Закона «О связи», абонент вправе обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается, за исключением сообщений, передача которых осуществляется оператором подвижной радиотелефонной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Оператор подвижной радиотелефонной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.

Об ответственности, предусмотренной за нарушение рекламного законодательства, следует отметить следующее:

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 7 - 9, 12, 14 – 18;

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа:

•  на граждан - в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;

•  на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей;

•  на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

И в заключении, говоря о законной рассылке (с предварительного согласия абонента) рекламных смс-сообщений по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, не стоит забывать о самом тексте рекламного смс-сообщения. Не смотря на то, что реклама доставлена в соответствии с нормами, как рекламного законодательства, так и Закона «О связи» и других сопутствующих Федеральных законов, текст рекламы так же подлежит оценке на предмет добросовестности и достоверности.

Наверх