Доклад по Указу Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации» от 21 декабря 2017 № 618
27 февраля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

21 декабря 2017 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ) предусматривает:

- определение основных направлений государственной политики по развитию конкуренции;

- определение основных стратегических целей, принципов государственной политики по развитию конкуренции, а также ключевых показателей в наиболее актуальных отраслях экономики (видах деятельности).

- объединение деятельности и усилий в этом направлении всех ветвей и уровней власти, а также институтов гражданского общества.

Указ Президента призван повысить удовлетворённость потребителей, а также повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и обеспечить стабильный рост и развитие экономики, снизить социальную напряжённость в обществе и обеспечить национальную безопасность.

Среди основных принципов государственной политики по развитию конкуренции, обозначенных в документе, можно выделить

- сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, ,

- недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка,

- государственное тарифное регулирование, основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности,

- обеспечение развития малого и среднего предпринимательства

- направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции

- развитие организованной биржевой торговли

- обеспечение прозрачности закупок

- внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного надзора.

Задачами Указа являются:

- обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

- снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти к 2020 г. не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

- увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18% к 2020 году.

Для достижения указанных целей и задач Указом утверждается Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы,

Указ определяет принципы взаимодействия государства и общества, предусматривающие нетерпимость к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и монополизацию, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на всей территории Российской Федерации, стимулирования со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности.

Принятие органами власти управленческих решений должно осуществляться с учетом оценки последствий таких решений для конкуренции.

Указ закрепляет цифровые параметры ожидаемых результатов в отдельных отраслях экономики.

Например, в сфере здравоохранения мероприятия направлены на  обеспечение взаимозаменяемости лекарственных препаратов и медицинских изделий, снижение цен на лекарственные препараты и медицинские изделия, повышение их доступности для граждан, обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы ОМС.

Дорожное строительство - сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30 процентов в 2017 году не менее чем на 5 процентов в год, исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством, декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства

В сфере Телекоммуникации ожидается устранение необоснованной разницы в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по Российской Федерации (роуминг), обеспечение в не менее чем 80 процентах городов с численностью более 20 тыс. человек наличия не менее 3 операторов, предоставляющих услуги связи для целей передачи сигнала, установление недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи и т.д.

 

Системность, взаимосвязанность поручений, входящих в указанный комплекс мероприятий, обуславливает необходимость вовлечения Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти, иных правоохранительных органов, а также общественных организаций в процесс реализации государственной политики по развитию конкуренции.

Так, Правительству РФ необходимо утвердить планы мероприятий по развитию конкуренции на 2018 - 2020 годы в отраслях экономики Российской Федерации, а также план мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, представить предложения по снижению уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции.

Федеральным органам исполнительной власти необходимо:

  • Провести ревизию документов стратегического планирования и государственных программ
  •  Предложения по расширению перечня социально значимых рынков
  •  Обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях реализации Национального плана
  •  ежегодное представление информации о достижении целей, задач и показателей планов развития конкуренции
  •  размещение в сети "Интернет" планов развития конкуренции, сведений о динамике ключевых показателей и результатах выполнения мероприятий.

Органам исполнительной власти субъектов -  активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации, в том числе на основе Стандарта развития конкуренции во взаимодействии с Федеральными органами исполнительной власти. Органам местного самоуправления также рекомендовано активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальном образовании.

В плане также закрепляются права совета потребителей по осуществлению общественного контроля на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации за деятельностью субъектов естественных монополий, компаний с государственным участием и регулируемых организаций при принятии решений по тарифам, а также при утверждении инвестиционных программ и контроля за их исполнением.

 

Для достижения целей и решения задач должна быть создана нормативная база:

  • Принятие Федерального закона о государственном регулировании цен (тарифов)
  • Реформирование естественных монополий
  • Введение принудительного патента в целях охраны жизни и здоровья граждан
  • Законодательное закрепление антимонопольного комплаенса
  • Ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках
  •  Запрет приобретения государством акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции

 

Наверх