Незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности при реализации товаров на маркетплейсах как одна из форм недобросовестной конкуренции (правоприменительная практика Чувашского УФАС России)
04 мая 2023, 16:48
Тип документа:
Доклады

Маркетплейсы и интернет-магазины являются современными форматами работы наряду с традиционной розничной торговлей через магазины и иные торговые объекты.

Маркетплейс - от англ. market place - места, где самостоятельные и дееспособные участники гражданского оборота своей волей и в своем интересе совершают между собой сделки. Главное предназначение маркетплейса - содействие в поиске нужного контрагента/товара/услуги или любого иного таргета (от англ. target - цель) и организация совершения соответствующей сделки. Маркетплейсы агрегируют информацию обо всех предложениях по соответствующим товарным группам и дают потребителям возможность выбора, что не лишает их возможности использовать любые варианты приобретения интересующих вещей.

Условия использования маркетплейсов при совершении сделок предусматривают, что участники гражданского оборота самостоятельно несут ответственность перед третьими лицами за свои действия, связанные с использованием площадки, в том числе если такие действия приведут к нарушению прав и законных интересов третьих лиц, а также за соблюдение законодательства.

Активное развитие приобретения товаров через маркетплейсы способствует усилению конкуренции между всеми игроками в борьбе за каждого покупателя.

Нередко продавцы в целях поиска дополнительных возможностей для увеличения выручки используют недобросовестные способы реализации товаров за счет использования чужих результатов интеллектуальной деятельности, давно зарекомендовавших себя с положительной стороны на рынке. Такой способ продажи товара позволяет наращивать прибыль и увеличивать свою покупательскую аудиторию за счет своего конкурента, который понес значительные материальные издержки, связанные с разработкой и регистрацией (защитой) своей интеллектуальной собственности.

Согласно статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

14.1) географические указания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Исходя из практики антимонопольных органов, самыми распространенными примерами незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности являются продажи с использованием чужого патента на изобретение, полезную модель, фирменного наименования; товарного знака, коммерческого обозначения.

 В Федеральном законе от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) недобросовестной конкуренции, связанной с результатами интеллектуальной деятельности, посвящены  статьи 14.4, 14.5, 14.6.

Статьей 14.4. Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Статьей 14.5. Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности. В частности, не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Статья 14.6. Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения. Так, указанной статьей не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;

2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

В силу запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении (статья 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса, пункты 7 и 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении спора о нарушении запрета недобросовестной конкуренции должны быть установлены в совокупности:

- факт осуществления хозяйствующим субъектом действий, способных оказать влияние на состояние конкуренции;

- отличие избранного хозяйствующим субъектом способа конкуренции на рынке от поведения, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего за пределы осуществления гражданских прав и честной деловой практики;

- направленность поведения хозяйствующего субъекта на получение преимущества, в частности имущественной выгоды или возможности ее извлечения, при осуществлении экономической деятельности за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей), на возможность иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих добросовестно, извлекать преимущество из предложения товаров на рынке, на причинение вреда хозяйствующим субъектам-конкурентам иными подобными способами (например, в результате использования (умаления) чужой деловой репутации).

Для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо установление как специальных признаков, определенных нормами статей 14.4 - 14.6 Закона, так и общих признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Примеры незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности при реализации товаров на маркетплейсах:

  1. Реализация продавцом на маркетплейсе товара, при производстве которого использовался патент на изобретение, исключительным правом на которое обладает другой продавец-конкурент.

Подобная реализация товара указывает на возможность причинения убытков законному правообладателю изобретения и получение конкурентом преимущества на рынке реализации конкретного товара, поскольку им создается возможность извлечения имущественной выгоды путем привлечения внимания к своему товару, введенному в оборот с нарушением исключительного права, что не может не сказываться на размере имущественной выгоды патентообладателя.

  1. Реализация продавцом на маркетплейсе товара, в наименовании которого, либо на этикетке, упаковке указан товарный знак, фирменное наименование или коммерческое обозначение, принадлежащие другому продавцу-конкуренту.
  2. Реализация продавцом на маркетплейсе товара, оформленного путем  имитации его внешнего вида (цветовой гаммы, фирменного стиля в целом или иных элементов), таким образом, который индивидуализирует его с другим продавцом-конкурентом.

Актом недобросовестной конкуренции является не любое использование хозяйствующим субъектом в собственной предпринимательской деятельности товарного знака, коммерческого обозначения субъекта-конкурента, а лишь такое, которое направлено на смешение деятельности хозяйствующего субъекта, реализуемых им товаров, работ и услуг с деятельностью конкурента, извлечение из этого необоснованных преимуществ.

При добропорядочном поведении участника рынка предполагается, что до введения в оборот товара ему необходимо удостовериться и исключить возможное нарушение исключительных прав иных субъектов релевантного рынка, что в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес путем соблюдения честной деловой практики.

Надо отметить, что перечисленные выше примеры незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности при реализации товаров на маркетплейсах не составляют законченный и исчерпывающий перечень, а только отражают наиболее часто встречающиеся нарушения интеллектуальных прав, квалифицируемых в качестве недобросовестной конкуренции.

Наверх