Административная ответственность за нарушение антимонопольных требований в сфере розничной торговли
28 февраля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Следует отметить, что с 4 июля 2016 года Законом о торговле предусмотрены «иммунитеты» для малого и среднего бизнеса. Так, положения статей 13 и 14 Закона о торговле не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн. руб., а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 млн. руб. В Закон о торговле и соответствующие статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) были внесены изменения Федеральным законом от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 273-ФЗ), который вступил в силу 15 июля 2016 года. Действующие договоры должны быть приведены в соответствие с положениями Закона № 273-ФЗ до 1 января 2017 года.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации с февраля 2017 года территориальными органами ФАС России проводился комплекс проверочных мероприятий на предмет выявления нарушений антимонопольных правил, законодательства о торговле в отношении торговых сетей, осуществляющих деятельность на территории соответствующих регионов, в том числе  и на территории Чувашской Республики.

Результаты проведенных проверок свидетельствуют о низкой осведомленности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (региональные и муниципальные торговые сети) об изменениях, внесенных Законом № 273-ФЗ в Закон о торговле. У многих региональных и муниципальных торговых сетей отсутствуют официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо не обеспечивается раскрытие информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора на своем сайте.

 

Наиболее распространенные виды нарушений законодательства о торговле:

1.Согласно части 8 статьи 9. Закона о  торговле, сроки исчисляются со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

При этом не позднее трех рабочих дней со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров обязан передать документы, относящиеся к поставкам таких товаров, а торговая сеть должна их принять.

Вместе с тем, условие, согласно которому в случае не предоставления документов, относящихся к поставленному товару, в полном объеме, срок его оплаты продлевается до момента предоставления недостающих документов, будет нарушать часть 8 статьи 9 Закона о торговле.

При этом необходимо разграничивать условия о продлении срока оплаты поставленного товара от условий, согласно которым товар не будет считаться не поставленным.

Включение в договор поставки условия о праве поставщика отказаться от приемки товара в случае, если товар поставлен с неполным и (или) некорректно оформленным пакетом документов (в случае, если стороны определили форму и состав документов, подлежащих представлению при приемке товара), не будет являться нарушением части 8 статьи 9 Закона о торговли.

2.Частью 10 статьи 9 Закона о торговле запрещается устанавливать запрет на перемену лиц в обязательстве по договору поставки продовольственных товаров, а также ответственность за установление такого запрета.

Данная норма распространяется исключительно на поставку продовольственных товаров. В части поставки непродовольственных товаров будет регулироваться нормами гражданского законодательства.

В указанной норме отсутствует запрет на необходимость уведомления контрагента по договору об уступке права требования, а также на установление штрафных санкций за не соблюдение условия о таком уведомлении. Сама обязанность уведомления не препятствует стороне по договору реализовать свое право на совершение цессии.

При этом условие о возможности совершения перехода права по договору поставки продовольственных товаров исключительно с согласия контрагента будет являться нарушением ч. 10 ст. 9 Закона о торговле.

 

3. Согласно подпункту «д» пункта 4 части 1 статьи 13 Закона о торговле торговым сетям запрещается навязывать поставщикам продовольственных товаров условия о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации. Добровольное включение сторонами договора условий о возврате товаров не будет рассматриваться как нарушение подпункта «д» пункта 4 части 1 статьи 13 Закона о торговле. Включение в договоры поставки условия о возврате товара с истекшим (после передачи товара покупателю) сроком годности либо в случае расторжения договора поставки или окончания срока его действия при условии, что на момент отгрузки и, соответственно, перехода права собственности на товар покупателю, товар был надлежащего качества представляется неправомерным, не отвечает положениям гражданского законодательства, свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны покупателя и нарушении прав и законных интересов поставщика, поскольку приводит к дополнительным расходам и издержкам.

На сегодняшний день проблема возврата торговыми сетями нереализованной продукции и продукции с истекшим сроком годности наиболее актуальна для производителей и поставщиков хлебобулочных и кондитерских изделий. Стоит отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, сроки годности которых истекли. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (статья 3). При этом владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля (статья 24).

 

Позиция судов

 

  1. Невыполнение торговой сетью обязанности по обеспечению доступа к информации может быть расценено как создание дискриминационных условий.

 

Сформированные в обобщенном виде (высокое качество товаров, лучшие ценовые предложения, соответствие действующему законодательству) условия вводят в заблуждение поставщиков относительно реальных потребностей торговой сети и создают условия, при которых любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим таким условиям.

 

  1. Невыполнение торговой сетью обязанности по обеспечению доступа к информации может быть расценено как создание препятствий доступу на рынок

 

Если поставщикам не представляется информация  об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и о существенных условиях договора, а также затягивание рассмотрения заявки поставщика оценивается как создание поставщику препятствий для доступа на рынок.

 

  1. Само по себе непредставление  информации  об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и о существенных условиях договора, которое не повлекло за собой негативные последствия в виде дискриминационных условий, в которые был поставлен поставщик по сравнению с другими поставщиками образует состав административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ.

 

  1. Установление в договорах поставки для разных поставщиков одной товарной группы:

–различных сроков отсрочки оплаты товара

–разного размера вознаграждения

–разного размера и условий применения штрафных санкций за нарушение условий договора

–разных условий поставки

–установление торговой сетью различных по размеру торговых надбавок (наценок) на товары поставщиков не является дискриминацией.

 

Административная ответственность

 

Положения статьи 9 Закона о торговле  распространяются на действия хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, вне зависимости от выручки.

За нарушение положений статьи 9 Закона о торговле предусмотрена ответственность по статьям 14.41 и 14.42 КоАП РФ. При установлении антимонопольным органом нарушений запретов, поименованных в статье 9 Закона о торговле, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении.

Статья 14.41 КоАП РФНепредставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора и информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 14.42 КоАП РФ - Превышение совокупного размера вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг более чем на 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров либо выплата указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

2. Включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в цену договора поставки продовольственных товаров видов вознаграждения, не предусмотренных федеральным законом, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

3. Установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные федеральным законом, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

4. Установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, либо установление гражданско-правовой ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами договора, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

5. Включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

6. Понуждение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к заключению и (или) исполнению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке указанных товаров, иных подобных услуг, а также иных договоров при заключении и (или) исполнении (реализации) договора поставки -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех миллионов до пяти миллионов рублей.

7. Совершение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещенных федеральным законом действий по взиманию платы, внесению платы либо возмещению расходов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

При рассмотрении дел по статьям 14.41 и 14.42 КоАП РФ антимонопольным органом принимается во внимание положения статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, согласно которым являющимся субъектам малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

При замене административного наказания на предупреждение  и при выяснении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения антимонопольный орган вносит в соответствующую организацию и соответствующему должностному лицу  представление об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения.

За непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, статьей 19.6 КоАП РФ установлена административная ответственность. (на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей).

 

Статья 14.40. Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности

1. Создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двух миллионов до пяти миллионов рублей.

2. Создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двух миллионов до пяти миллионов рублей.

3. Нарушение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка ценообразования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.6 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двух миллионов до пяти миллионов рублей.

4. Навязывание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, контрагенту условий, запрещенных федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двух миллионов пятисот тысяч до пяти миллионов рублей.

5. Заключение между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, для осуществления торговой деятельности договора, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договора комиссии, договора поручения, агентского договора или смешанного договора, содержащего элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнение (реализация) таких договоров -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона пятисот тысяч до четырех миллионов пятисот тысяч рублей.

6. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 5 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от трех миллионов до пяти миллионов рублей.

 

Примечание. Административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, устанавливается в зависимости от степени вины хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговые сети.

 

Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.40 КоАП РФ является принятие комиссией антимонопольного органа решение, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

Наверх