Антимонопольный комплаенс в органах власти. Проект методических рекомендаций ФАС России
19 февраля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Введение

Обсуждение вопросов применения антимонопольного комплаенса в деятельности российских компаний является одним из главных трендов последних лет. Приятно осознавать, что отечественная правовая культура в области антимонопольного регулирования достигла уровня, позволяющего приступить к решению вполне современных, по мировым меркам, задач.

Вместе с тем для внедрения антимонопольного комплаенса, как и для любого нового "механизма", требуется время для формирования терминологического аппарата, создания правовой базы, формирования правоприменительной практики.

Более того, правильнее говорить не просто о внедрении комплаенса, а о создании в ближайшем будущем нового правового института – антимонопольного комплаенса, т.е. системы взаимосвязанных правовых норм. Примером успешной имплементации в российскую антимонопольную практику можно назвать внедрение института смягчения административной ответственности (leniency), успешно работающего при рассмотрении дел об антиконкурентных соглашениях.

Нормативные правовые акты

ФАС России впервые высказала заинтересованность во внедрении компаниями внутренних систем предупреждения антимонопольных правонарушений. Представители ведомства даже предположили, что в будущем наличие подобных систем сможет влиять на снижение размера ответственности, например рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

21 декабря 2017 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ) предусматривает:

- определение основных направлений государственной политики по развитию конкуренции;

- определение основных стратегических целей, принципов государственной политики по развитию конкуренции, а также ключевых показателей в наиболее актуальных отраслях экономики (видах деятельности).

- объединение деятельности и усилий в этом направлении всех ветвей и уровней власти, а также институтов гражданского общества.

Указ Президента призван повысить удовлетворённость потребителей, а также повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и обеспечить стабильный рост и развитие экономики, снизить социальную напряжённость в обществе и обеспечить национальную безопасность.

Среди основных принципов государственной политики по развитию конкуренции, обозначенных в документе, можно выделить

- сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями,

- недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка,

- государственное тарифное регулирование, основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности,

- обеспечение развития малого и среднего предпринимательства

- направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции

- развитие организованной биржевой торговли

- обеспечение прозрачности закупок

- внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного надзора.

Задачами Указа являются:

- обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

- снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти к 2020 г. не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

- увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18% к 2020 году.

Для достижения указанных целей и задач Указом утверждается Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы,

Указ определяет принципы взаимодействия государства и общества, предусматривающие нетерпимость к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и монополизацию, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на всей территории Российской Федерации, стимулирования со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности.

Принятие органами власти управленческих решений должно осуществляться с учетом оценки последствий таких решений для конкуренции.

Указ закрепляет цифровые параметры ожидаемых результатов в отдельных отраслях экономики.

Таким образом, Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, согласно пункту 1 которого к одному из направлений мероприятий по реализации плана относится снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

В качестве одного из мероприятий, направленных на профилактику нарушений, в целях формирования у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее – органы власти) единого подхода к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – антимонопольный комплаенс) ФАС России разработан проект соответствующих Методических рекомендаций.

Методические рекомендации применяются при разработке, внедрении, реализации, проведении оценки и совершенствовании антимонопольного комплаенса.

 

О понятии "антимонопольный комплаенс"

На сегодняшний день можно констатировать – внедрение института антимонопольного комплаенса находится на ранней стадии развития.

Легальной дефиниции понятия "антимонопольный комплаенс" или его российского аналога "система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не содержит, поэтому обратимся к формулировкам, данным иными нормативно-правовыми актами, экспертным или научным сообществом.

Так, например, законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", разработанным ФАС России, предложено внесение понятия "антимонопольный комплаенс" в следующей редакции:

"система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) – совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на такого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения".

Другими словами – это наличие у хозяйствующего субъекта работающего внутреннего механизма, препятствующего нарушению антимонопольного законодательства.

Корреспонденты журнала "Конкуренция и право" в сентябре 2014 года поинтересовались у ряда антимонопольных экспертов: "Что такое антимонопольный комплаенс?". Приведем некоторые из определений, представленных экспертами.

"Антимонопольный комплаенс представляет собой систему мер организационно-управленческого характера, которые предпринимаются хозяйствующим субъектом для того, чтобы минимизировать риски нарушения антимонопольного законодательства" (Вячеслав Мартемьянов, главный правовой эксперт ОАО "ЛУКОЙЛ", кандидат юридических наук).

"Антимонопольный комплаенс – это система внутрикорпоративных процессов и механизмов, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства" (Светлана Гербель, вице-президент, директор по правовым вопросам ООО "Сименс" в России).

"Антимонопольный комплаенс – это система мер и процедур, направленных на предупреждение и минимизацию антимонопольных рисков. Сутью этого механизма я бы назвал выработку в компании культуры неприятия антимонопольных правонарушений" (Азамат Абдульменов, антитраст-менеджер ОАО "Уралкалий", LL.M.).

Как мы видим, в большинстве своем под антимонопольным комплаенсом экспертами подразумеваются меры, процедуры, процессы, направленные на достижение одной и той же цели – предотвращение нарушений антимонопольного законодательства, минимизация антимонопольных рисков.

Рассуждая о необходимости развития института антимонопольного комплаенса в России, хотелось бы понять первопричину появления такого механизма в нашей правовой действительности. Ни для кого не секрет, что изначально идея антимонопольного комплаенса пришла к нам от западных коллег, одновременно с приходом в Россию иностранного бизнеса.

В последующем появились и внутренние, российские причины. Первая связана с развитием антимонопольного законодательства и все большим переходом от "карательной" функции ФАС России к "регулятивной". Вторая – с появлением нового поколения, имеющего другую культуру мышления.

О культуре конкуренции

Именно становление культуры конкурентного поведения между участниками рыночных отношений и является подоплекой для создания таких прогрессивных механизмов, как антимонопольный комплаенс.

Например, в понимании Эдуарда Тейлора (1871), культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Формирование такого комплекса и его усвоение человеком – это длительный процесс, сопряженный со становлением и развитием общественных отношений.

В частности, экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов, то есть рыночная экономика, существует в современной России всего третий десяток лет.

На современном этапе развития российской рыночной экономики можно констатировать, что уже сформировалось и успешно применяется антимонопольное законодательство, отвечающее общемировым и национальным стандартам. Сложилась обширная правоприменительная и судебная практика, а также существует масса разъяснений антимонопольного органа и высших судебных инстанций по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Безусловно, особенно в условиях развивающейся экономики, требуется постоянное совершенствование законодательства и правоприменения, но на данном этапе развития становится необходимым привитие в обществе идеи культуры конкуренции.

Таким образом, одна из составляющих создания в России института антимонопольного комплаенса – это развитие культуры конкуренции. И основным драйвером такого развития, с одной стороны, являются Правительство России и ФАС России, с другой стороны – само бизнес-сообщество.

О развитии института антимонопольного комплаенса в России

Так, ФАС России принята Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 – 2024 гг. (далее – Стратегия). В п. 2.1.1 Стратегии "Развитие и совершенствование институтов, предупреждающих правонарушения в сфере антимонопольного законодательства" предусмотрена разработка и внедрение на законодательном уровне нормы, стимулирующей внедрение систем комплаенса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков.

Более того, Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" определено в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции в том числе "стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства".

При этом Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденным тем же Указом Президента РФ, Правительству Российской Федерации до 1 марта 2019 г. поручено "принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти".

Одной из таких мер, например, можно считать утверждение распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 795-р Методических рекомендаций по внедрению внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность.

Как мы видим, антимонопольный орган и Правительство РФ прикладывают немало усилий для успешного развития института антимонопольного комплаенса в России. А делает ли что-то вторая обязательная составляющая этого процесса – бизнес? Делает, причем немало и на свой страх и риск.

Например, известно о внедрении антимонопольного комплаенса такими крупными компаниями, как ООО "Пивоваренная компания "Балтика", ПАО "МТС", ГК "Автодор", ОАО "ЯТЭК" и др.

Внедрение антимонопольного комплаенса до последнего времени имело лишь одну цель – предотвращение нарушений антимонопольного законодательства, а следовательно, снижение рисков быть привлеченным к ответственности за такое нарушение. Конечно, имеются здесь и репутационные бонусы, выражающиеся в публичном поощрении таких действий со стороны антимонопольного органа, но не более того.

Однако с 1 марта 2018 года появился и первый ощутимый плюс от внедрения систем антимонопольного комплаенса. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 N 213 утверждены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Одним из критериев снижения степени риска по данному Постановлению является "функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска системы правовых и организационных мер, направленных на соблюдение таким хозяйствующим субъектом требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, предусмотренной внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты применяются к хозяйствующему субъекту".

Таким образом, можно констатировать появление в России нормативно-правовой базы, определяющей место и роль антимонопольного комплаенса в системе мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства, а также первый опыт внедрения таких систем в правовую культуру российского бизнеса.

О классификации антимонопольного комплаенса

Второй вопрос, который хотелось бы обсудить в рамках статьи, – это классификация антимонопольного комплаенса. Необходимость классификации антимонопольного комплаенса видится в сложности и многокомпонентности российского антимонопольного законодательства и смежных с ним отраслей.

В основу такой классификации могут быть положены различия в специфике общественных отношений, регулируемых антимонопольным и смежным с ним законодательством. В настоящее время контроль за такими правоотношениями возложен на крупнейший экономический макрорегулятор – ФАС России. Таким образом, классификация антимонопольного комплаенса возможна на основе регулируемых ФАС России сфер экономической деятельности.

Так, например, ФАС России в настоящее время осуществляет контроль:

– за соблюдением антимонопольного законодательства (защита конкуренции);

– осуществлением государственных закупок;

– деятельностью естественных монополий;

– антиконкурентными действиями органов власти;

– распределением на конкурентной основе собственности, природных ресурсов (земля, недра, леса, биоресурсы и т.д.), прав;

– соблюдением законодательства в сфере рекламы и НДК;

– соблюдением законодательства о торговой деятельности;

– осуществлением иностранных инвестиций (Закон N 57-ФЗ);

– соблюдением законодательства в сфере гособоронзаказа;

– тарифным регулированием.

Соответственно, возникает вопрос: а каковы границы антимонопольного комплаенса? Что в него может входить?

Представляется, что в российских реалиях под антимонопольным комплаенсом можно понимать предупреждение от нарушений непосредственно не только антимонопольного законодательства, но и смежных отраслей. То есть под антимонопольным комплаенсом, в самом широком понимании, следует понимать такую внутреннюю систему, которая позволит эффективно оградить хозяйствующий субъект не только от нарушений антимонопольного, но и от нарушений иного, смежного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на ФАС России.

Следующим аспектом, определяющим необходимость классификации антимонопольного комплаенса, является чисто практический вопрос его разработки и внедрения для конкретного хозяйствующего субъекта. Сложно представить хозяйствующий субъект, который даже теоретически сможет нарушить все нормы и запреты, установленные антимонопольным и смежным законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на ФАС России.

Таким образом, мы подходим к самой цели классификации антимонопольного комплаенса. Ведь зачем хозяйствующему субъекту внедрение антимонопольного комплаенса в целом по всем вышеуказанным нормам и запретам, если он в принципе не может злоупотреблять доминирующим положением, не размещает рекламу, а участвует только в торгах? Его может интересовать недопущение нарушений его сотрудниками запретов на картели и сговоры с органами власти, недобросовестная конкуренция, соблюдение законодательства о контрактной системе.

Следовательно, классификация антимонопольного комплаенса, выделение отдельных самостоятельных "видов антимонопольного комплаенса" позволят в последующем каждому хозяйствующему субъекту определить объективно необходимый "объем разработки и внедрения антимонопольного комплаенса" индивидуально, исходя из его фактической деятельности.

Необходимость классификации антимонопольного комплаенса отмечается также экспертами Института комплаенса[8]. По мнению А.А. Филимонова, такая классификация позволит систематизировать первый этап разработки и внедрения антимонопольного комплаенса, который заключается в анализе видов деятельности и выявлении основных антимонопольных рисков. Использование классификации позволит упорядочить этот этап и сделать его более прозрачным и понятным для заказчиков.

Можно выделить следующие виды антимонопольного комплаенса:

п/п

Вид антимонопольного комплаенса

Направлен на создание условий, позволяющих не допускать нарушения:

1

Злоупотребление доминирующим положением

 

– запретов на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10 Закона о защите конкуренции);

2

Антиконкурентные соглашения и согласованные действия

– запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (ст. 11, п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции) (отдельно можно выделять блок со сговорами на торгах – как наиболее массовый сегмент нарушений);

– запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти… (ст. 16 Закона о защите конкуренции);

– запретов на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 11.1 Закона о защите конкуренции);

3

НДК

– запретов на все формы недобросовестной конкуренции (ст. 14.1 – 14.8 Закона о защите конкуренции);

4

Ограничение конкуренции органами власти

– запретов на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти… (ст. 15 Закона о защите конкуренции);

5

Антимонопольные требования к торгам

– антимонопольных требований к торгам, особенностей заключения договоров с финансовыми организациями, порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (гл. 4 Закона о защите конкуренции)

6

Преференции

– порядка предоставления государственной или муниципальной преференции (ст. 20 Закона о защите конкуренции)

7

Иностранные инвестиции

– порядка осуществления иностранных инвестиций (Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" от 29.04.2008 N 57-ФЗ);

8

Экономконцентрация

– государственного контроля за экономической концентрацией (гл. 7 Закона о защите конкуренции);

9

Требования конкурентных процедур

– требований к проведению и участию в конкурентных процедурах, установленных Законами N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, а также иного отраслевого законодательства (например, порядок государственного и муниципального имущества установлен в Федеральном законе от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества");

1

Реклама

– требований к рекламе (Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ);

1

Гособоронзаказ

– законодательства в сфере гособоронзаказа (Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ);

1

Торговля

– законодательства о торговой деятельности (Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ);

1

Естественные монополии

– ограничений и обязательств, связанных с деятельностью естественных монополий (Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ, Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ);

1

Тарифное регулирование

– требований законодательства в сфере тарифного регулирования

 

Конечно, нужно понимать, что такое разделение достаточно условно и без претензий на глубокую теоретическую и методологическую проработку. Но удобство такого подхода видится в возможности выбора хозяйствующим субъектом интересующих его и необходимых ему видов антимонопольного комплаенса, а также последующей разработке системы с учетом существующих потребностей.

В заключение отметим, что развитие института антимонопольного комплаенса в России идет активными темпами. Очень важно на данном этапе правильно обозначить приоритеты и способы государственного стимулирования внедрения таких систем. Расширение круга хозяйствующих субъектов, имеющих действующий антимонопольный комплаенс, а не фиктивное его внедрение (по сути оппортунизм) – отличный способ повышения культуры конкуренции и снижения рисков нарушений антимонопольного законодательства.

Выделение видов комплаенса – это попытка взглянуть на антимонопольный комплаенс более внимательно, не смешивая все возможные нарушения антимонопольного и смежного законодательства. При таком подходе каждый желающий внедрить у себя комплаенс сможет оценить степень рисков нарушений в той или иной сфере действия такого законодательства и подобрать для себя наиболее оптимальное решение по внедрению системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного и смежного с ним законодательства.

 

Уполномоченное подразделение либо назначается должностное лицо

В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса органом власти создается Уполномоченное подразделение либо назначается должностное лицо, осуществляющее деятельность по организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса в органе власти.

Уполномоченное подразделение (должностное лицо) создается отдельно в каждом федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На уровне местного самоуправления Уполномоченное подразделение (должностное лицо) создается отдельно в каждой местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования).

Органом власти определяется состав Уполномоченного подразделения (определяется должностное лицо) в соответствии со своими организационной структурой, штатной численностью и характером деятельности.

Орган власти вправе определить в качестве Уполномоченного подразделения (должностного лица) уже существующее структурное подразделение (должностное лицо).

К компетенции Уполномоченного подразделения (должностного лица) относятся следующие полномочия:

- организация разработки и представления на утверждение руководству органа власти акта об антимонопольном комплаенсе (представление предложений по внесению изменений в указанный акт), а также внутренних документов органа власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности их возникновения;

- выявление конфликта интересов в деятельности служащих (работников) и подразделений органа власти, разработка предложений по их исключению;

- консультирование и организация обучения служащих (работников) органа власти по вопросам, связанным соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;

- разработка процедур внутренних расследований, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса

- организация внутренних расследований, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса и участие в них;

- взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему по вопросам, связанным с выявленными нарушениями, проводимыми проверками, и привлечения к ответственности;

и иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного комплаенса.

 

 

 

 

Доклад об антимонопольном комплаенсе

Доклад об антимонопольном комплаенсе - это системный документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в органе власти, который должен включать в себя:

- информацию о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

- информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;

- информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;

- информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.

Доклад об антимонопольном комплаенсе федерального органа исполнительной власти не реже 1 раза в год представляется Уполномоченным подразделением федерального органа исполнительной власти на утверждение Коллегиальному органу и после его утверждения Коллегиальным органом, размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Кроме того, Доклад федерального органа исполнительной власти, утвержденный Коллегиальным органом, представляется в ФАС России для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса федеральных органов исполнительной власти в Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 частью 2 статьи 23 Закона «О защите конкуренции».

Доклад об антимонопольном комплаенсе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не реже 1 раза в год направляется Уполномоченным подразделением (должностным лицом) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в адрес Регионального уполномоченного органа для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в ежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с положениями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р.

После утверждения Коллегиальным органом доклада о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации, Уполномоченное подразделение (должностное лицо) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации размещает Доклад об антимонопольном комплаенсе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Доклад об антимонопольном комплаенсе органа местного самоуправления не реже 1 раза в год представляется Уполномоченным подразделением (должностным лицом) органа местного самоуправления на утверждение Коллегиальному органу.

Доклад об антимонопольном комплаенсе органа местного самоуправления, утвержденный Коллегиальным органом, размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляется Уполномоченным подразделением органа местного самоуправления в адрес Регионального уполномоченного органа для последующего включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации в ежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с положениями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р.

 

Например, в сфере здравоохранения мероприятия направлены на  обеспечение взаимозаменяемости лекарственных препаратов и медицинских изделий, снижение цен на лекарственные препараты и медицинские изделия, повышение их доступности для граждан, обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы ОМС.

На рынке социальных услуг основная цель - обеспечение возможности участия в оказании социальных услуг негосударственным организациям на недискриминационной основе.

В агропромышленном комплексе предусмотрено повышение уровня товарности основных видов сельскохозяйственной продукции, расширение географии поставок и номенклатуры сельскохозяйственных товаров, реализуемых на организованных торгах, снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений и т.д.

Дорожное строительство - сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30 процентов в 2017 году не менее чем на 5 процентов в год, исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством, декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства

В сфере телекоммуникации ожидается устранение необоснованной разницы в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по Российской Федерации (роуминг), обеспечение в не менее чем 80 процентах городов с численностью более 20 тыс. человек наличия не менее 3 операторов, предоставляющих услуги связи для целей передачи сигнала, установление недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи.

В сфере информационных технологий предусмотрено повышение доли российских программных продуктов в сфере информационных технологий, в том числе в социально значимых отраслях (энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт, безопасность), включая предоставление услуг в формате облачных сервисов, не менее чем на 10 процентов ежегодно.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства ожидается сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объёме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации.

В сфере газоснабжения ожидается переход к рыночному ценообразованию путём формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объёма продаж природного газа на организованных торгах, в сфере естественных монополий важным аспектом явилось обеспечение прозрачности и долгосрочности тарифного регулирования.

В сфере транспортных услуг подчёркивается необходимость развития добросовестной конкуренции на рынке грузовых перевозок всеми основными видами транспорта и связанных с ними услуг и развития электронных систем транспортных услуг, которые предоставляются организациями в сфере транспорта, не являющимися субъектами естественных монополий, и (или) в отношении которых не применяется ценовое регулирование.

 

Системность, взаимосвязанность поручений, входящих в указанный комплекс мероприятий, обуславливает необходимость вовлечения Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти, иных правоохранительных органов, а также общественных организаций в процесс реализации государственной политики по развитию конкуренции.

Полноценный антимонопольный комплаенс нужен и ФАС России, и бизнесу, и в конечном счете потребителю. Однако создать такую систему можно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон. И в этом смысле законодатель, антимонопольное ведомство и бизнес должны идти навстречу друг другу.

Наверх