Изменения законодательства о контрактной системе в 2020 году, разъяснения ФАС России
27 октября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Закон № 44-ФЗ постоянно совершенствуют и дополняют, не стал исключением и 2020 год. Вместе с тем, с новыми правилами появились новые нарушения. Так, сейчас очень много ошибок допускают в закупках с нацрежимом и в рамках импортозамещения. Рассмотрим, какие произошли основные изменения в законодательстве, как   не допускать ошибок при проведении закупок, какие разъяснения даны ФАС России в 2020 году по решению возникающих у заказчиков  проблем.

 

IПостановления Правительства от 30.04.2020 № 616 и 617 ввели новые ограничения и запрет на допуск иностранных товаров и поменяли правила работы с нацрежимом. Теперь нацрежим распространили на товары, которые поставляют вместе с услугами или работами.

В перечнях новых постановлений шесть укрупненных групп. Часть товаров перераспределили из других уже недействующих документов и перечней. С 1 мая 2020 года постановлениями № 616 и 617 для закупок промышленных товаров, в том числе для нужд обороны и безопасности страны, установлен единый перечень.

 

Обращаем внимание, что акты по импортозамещению устанавливают запрет на формирование лота таким образом, чтобы в нем были как включенные, так и не включенные в перечень товары. Если часть необходимого товара содержится в перечне, а часть – нет, придется приобретать товары двумя закупками.

По общему правилу нужно установить запрет, если вы планируете приобрести товар из перечня постановления № 616.

 Запрет можно не применять в следующих случаях:

- нужный вам товар не производится в РФ  - подтверждается:

в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;

- НМЦК закупки менее 1 млн руб. и цена каждой единицы товара не больше 100 тыс. руб., данный пункт не действует при закупках товаров легкой промышленности (п. 1-7 перечня), в том числе защитной одежды (п. 124-125),

- нужно приобрести товары, совместимые с имеющимися у заказчика, не распространяется на закупки тракторов и товаров для приготовления пищи (п. 67-71),

- закупаются запасные части и расходные материалы, не распространяется на закупки станков (п. 47-51), до 1 июля 2020 года при закупках автомобильной продукции и колесных транспортных средств (п. 73-75, 83, 109-112).

Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Если комиссия заказчика установит, что в заявке нет ссылки на выписки из реестра российской промышленной продукции либо нет подтверждения товара из страны ЕАЭС, она обязана отклонить заявку.

На сегодняшний день  много производителей не успели внести сведения в реестр о своих товарах. Если сведения о товаре еще не включены в реестр, поставщику нечего представить в комплекте заявки, чтобы подтвердить, что товар российского производства. И комиссия заказчика такие заявки должна отклонять.

Письмо Минпромторга России от 28 июля 2020 г. № ОВ-53569/12 - в случае необходимости закупки промышленной продукции, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616 (далее – Постановление № 616), но не содержащейся в реестре российской промышленной продукции, заказчику необходимо получить разрешение на закупку иностранного товара, в соответствии с абз. 2 подп. "а" п. 3 Постановления № 616.

 

II. Постановление № 617 разработано с целью ограничить допуск иностранной продукции, кроме той, что производится в странах — членах ЕАЭС, на российский рынок. Порядок применения постановления № 617  иной -  если товар в перечне, устанавливаем ограничение допуска, исключение – закупки спортивного оружия и запчастей к нему для нужд спорта высших достижений (п. 100-101 перечня).

Приоритет для российской продукции будет установлен в случае соблюдения следующих условий:

— на участие в закупочной процедуре подано не менее двух заявок;

— обе заявки содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства — члены ЕАЭС;

— обе заявки не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, которые входят в одну группу лиц, чтобы соблюсти закон о защите конкуренции.

В каждой заявке с российским товаром должна быть подтверждена страна происхождения и соответствие участника — то есть указана реестровая запись товара в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

В случае соблюдения всех этих условий заявки, предлагающие к поставке товар иностранного производства, необходимо будет отклонить. Однако если хотя бы одно из этих условий не будет соблюдаться, ограничение, установленное постановлением № 617, не сработает. В этом случае к заявке будут применяться условия допуска.

В настоящее время существует единственный НПА с условиями допуска иностранных товаров – приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н. Если ваш товар и в перечне постановления № 617, и в 126н, то в документации и извещении устанавливается и ограничение по постановлению № 617, и условие допуска по приказу № 126н,

Письмо ФАС России от 01.10.2020 N ИА/85042/20 "О применении положений нормативных правовых актов, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" и Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н" - в случае неприменения нормативных правовых актов об ограничениях допуска, в связи с тем, что отсутствуют основания для их применения, установленные законодательством о контрактной системе, комиссией заказчика должны применяться преференции в соответствии с Приказом N 126н к заявкам участников, предложивших товар российского происхождения или товар из стран Евразийского экономического союза.

Таким образом, комиссия заказчика  проверяет, можно ли отклонить заявки с иностранными товарами по правилам постановления № 617, если такие заявки отклонены и остались только заявки с товарами из России (ЕАЭС), то условия допуска не учитываются, если же заявки с иностранными товарами отклонить в рамках постановления № 617 не удается, то к заявкам применяются условия допуска, установленные в приказе Минфина 126н.

 

III. С 01.09.2019 г. закупка радиоэлектронной продукции, как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ осуществляется по правилам, установленным ПП РФ от 10.07.2019 г. № 878.

Принцип применения ПП РФ № 878 в целом очень похож с принципом применения ПП РФ № 968, но и без отличий не обошлось.

Нельзя объединять в одну закупку продукцию из перечня и продукцию, не входящую в него.

Все заявки с иностранной продукцией отклоняются, если на участие в закупке подано как минимум две заявки, которые:

соответствует требованиям извещения и документации;

содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;

не содержат предложений о поставке радиоэлектронной продукции одного производителя.

Все вышеперечисленные условия должны соблюдаться одновременно. Проще говоря, если подано две заявки с продукцией из реестра и разными производителями, все заявки с продукцией, не включенной в реестр, отклоняются. Таким образом, приоритет отдается не столько радиоэлектронной продукции российского производства, сколько продукции из реестра.

Подтверждением соответствия предлагаемой к поставке радиоэлектронной продукции требованиям извещения является декларация с указанием номера реестровой записи.

 

Общим случаем не применения ПП РФ № 878 является:

  • отсутствие требуемой радиоэлектронной продукции в реестре;
  • имеющаяся в реестре продукция РЭП по каким-либо характеристикам не удовлетворяет заказчика.

В обоих случаях заказчик подготавливает обоснование невозможности соблюдения ограничения.

 

При обосновании невозможности применять постановление Правительства от 10.07.2019 № 878 заказчики допускают две основные ошибки. Для КТРУ и для Постановления № 878 в обосновании указывают «требуется с лучшими характеристиками», «товар с требуемыми характеристиками отсутствует» — это первая ошибка. В Постановлении № 878 есть правила обоснования невозможности применять постановление. ФАС проверяет в рамках контрольной деятельности именно соответствие этим правилам. Само обоснование должно соответствовать по форме акту Правительства и не включать слова «нам требуется с улучшенной характеристикой». Но чаще ФАС рассматривает другое нарушение — заказчики просто не размещают данное обоснование.

 

Обоснование невозможности соблюдения ограничения должно включать (п. 3 Порядка подготовки обоснования, утв. ПП РФ № 878):

  • обстоятельство невозможности применения (отсутствие продукции в реестре или ее несоответствие требованиям заказчика);
  • требования, установленные заказчиком к характеристикам продукции;
  • характеристики, по которым включенная в реестр продукция, не соответствует требованиям заказчика;
  • класс радиоэлектронной продукции;

На практике управление сталкивается  с тем, что Обоснование составлено ненадлежащим образом, так как не содержит в себе сведения, установленные пунктом 3 Порядка, либо заказчиком неверно определено основание не применения пп 878. Так, заказчики в основном указывают на отсутствие в реестре требуемой продукции.

Если с 1 пунктом – отсутствие в реестре требуемой продукции более менее понятно, то по 2 пункту – несоответствие характеристик требованиям заказчика возникает большое количество вопросов – один из них как заказчику определить соответствие имеющейся продукции требованиям заказчика.

Министерства промышленности и торговли РФ в письме  от 24 сентября 2019 г. № ПГ-11-7984 “О едином реестре российской радиоэлектронной продукции” предлагает заказчикам выяснить у производителя оборудования соответствие характеристик оборудования соответствующим характеристикам, установленным заказчиком.

 

Возникают вопросы у заказчиков и о порядке применения ограничений пп 878.

Так,  по результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией Заказчика и Уполномоченного учреждения принято решение об отклонении трех участников закупки в связи с непредоставлением декларации о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что нормы Постановления N 878 не устанавливают запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а являются нормативным правовым актом, устанавливающим ограничения для участников закупки, заявки которых содержат предложения о поставке товара, происходящего из иностранного государства.

Таким образом, правовым последствием непредоставления в составе заявки на участие в закупке декларации о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре радиоэлектронной продукции является отказ в предоставлении преимуществ такому участнику, а не признание такого участника не соответствующим требованиям аукционной документации.

При этом положения пункта 3 Постановления N 878 применялись аукционной комиссией необоснованно, в связи с тем, что на участие в закупке подано менее 2 удовлетворяющих требованиям аукционной документации заявок (окончательных предложений), содержащих условия, указанные в пункте 3 Постановления N 878.

В связи с этим у Единой Комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения заявки N 7 (ООО "П").

 

IV. Один из спорных  вопросов, который возникает при применении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, - это использование постановления правительства РФ № 878 в рамках Энергосервисного контракта.

Так, объектом закупки является оказание услуг по выполнению мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения (далее - Энергосервисный контракт). В рамках Энергосервисного контракта необходимо в том числе демонтировать существующие светильники, поставить и смонтировать энергосберегающие светодиодные светильники.

По сути все понимают, что идет замена закупки ламп освещения на закупку услуг и работ по установке этих ламп. Но поскольку это услуга энергосервисный контракт, заказчики говорят о том, что тогда не надо применять Постановление № 878. Но из его содержания следует, что речь идет о случаях закупки радиоэлектронной продукции. Закупка происходит, потому что в собственность заказчика рано или поздно все равно передаются эти лампы.

При этом такой товар как "Светильник светодиодный" ОКПД 27.40.39.113 включен в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр), установленный в соответствии с Постановлением N 878.

Для разрешения сложившейся ситуации ФАС России подготовлено письмо  от 16.09.2020 № ИА/80326/20 разъясняющее позицию ФАС по организации данных закупок.

ФАС России указывает следующее.

В рамках закупки услуг с использованием товара, в том числе при выполнении мероприятий в рамках Энергосервисного контракта, фактически осуществляется поставка товара, передаваемого в собственность Заказчика, что подразумевает необходимость применение ограничений, установленных Постановлением N 878.

Заказчикам необходимо устанавливать в извещении о проведении закупки и документации условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства № 878 (или размещать в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения) и преференции в соответствии с Приказом 126Н.

Также ФАС России в письме от 16.09.2020 № ИА/80326/20 отмечает, что в случае установления в порядке оценки заявок показателя «Опыт участника»  Критерия «Квалификация участника закупки», для оценки и присвоения баллов в документации о закупке необходимо устанавливать следующие показатели:

- наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось в том числе не в рамках энергосервисных контрактов.

При этом величина значимости таких показателей должна быть одинаковой.

Кроме того, в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателей «МТР» и «Трудовые ресурсы». Для целей оценки по указанным критериям необходимо устанавливать значения привлекаемых материально-технических ресурсов и трудовых ресурсов в количестве, необходимом для выполнения работ в рамках контракта. 

 

V. Письмо ФАС России от 29.09.2020 № ИА/84079/20 "По вопросам направления (рассмотрения) заявок на участие в аукционах в случае установления заказчиками ограничений доступа иностранной продукции"

Согласно части 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками.

Частью 3 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем.

Вместе с тем, в случае, если в аукционе принимали участие более 10 участников аукциона, то в соответствии с указанными нормами Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет только десять заявок и аукционная комиссия рассматривает заявки участников до принятия решения о соответствии только пяти таких заявок требованиям документации об аукционе. Следовательно, такой порядок направления (рассмотрения) заявок делает невозможным применение ограничений на допуск иностранной продукции, предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе, например, механизма «третий лишний».

Учитывая изложенное, ФАС России обратил внимание, что в случае, если при проведении закупок заказчиком установлены указанные ограничения, оператор электронной площадки должен направить заказчику заявки всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе, и аукционная комиссия должна рассмотреть заявки всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе.

 

VI. При проведении закупок, в том числе описании объекта закупки, заказчики обязаны использовать Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), утвержденный Постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017. С 1 июля 2020 года вступили в силу очередные изменения, внесенные в этот документ. В частности, вводится полный запрет на указание дополнительных характеристик, отсутствующих в позиции КТРУ, если закупаемый товар входит в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019.

Формальное прочтение этого документа приводит к выводу о недопустимости указания каких-либо характеристик, не указанных в КТРУ, несмотря на то, что по многим позициям КТРУ вовсе не содержит ни одной характеристики либо содержит несколько параметров, которыми явно не может исчерпываться потребность заказчика.

 

VII. Письмо ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)»

С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно «согласия» при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.

Учитывая изложенное, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Так, например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров и надлежащим исполнением требований Закона 44-ФЗ является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг.

Однако, сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона 44-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.

 

VIII. Открытый конкурс в электронной форме на строительные работы

С 01.09.2020 вступила в силу часть 68 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, определяющая особенности осуществления закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ проектной документации.

Также в соответствии с изменениями распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р и постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, внесенными постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 № 921, с 01.09.2020 из аукционного перечня исключены закупки в сфере строительства,

При проведении закупок в сфере строительства путем открытого конкурса (в том числе в электронной форме) допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», включающего в себя один или несколько следующих показателей:

- общая стоимость исполненных контрактов (договоров),

- общее количество исполненных контрактов (договоров),

- наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

В извещение и документацию о проведении строительного конкурса не нужно будет вносить:

  • дату и время рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок;
  • дату подачи участниками окончательных предложений о цене контракта. Подача окончательных предложений о цене контракта, предусмотренная статьей 54.6 настоящего Федерального закона, не осуществляется.

Также не нужно устанавливать для участников критерий, требующий предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки. Достаточно будет в первой части заявки на участие в открытом конкурсе дать согласие на выполнение работ.

Не позже следующего рабочего дня после окончания срока приема заявок оператор электронной площадки направит заказчику:

  • первые и вторые части заявок на участие в конкурсе;
  • предложения участников о цене контракта;
  • документы и информацию согласно ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ.

Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок не оформляется.

В течение 5 рабочих дней со дня получения пакета документов конкурсная комиссия заказчика должна:

  • рассмотреть и оценить заявки на участие в конкурсе;
  • зафиксировать результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок в протоколе;
  • подписать протокол и направить его оператору для размещения на электронной площадке и в единой информационной системе\;
  • оформить итоговый протокол не позже следующего рабочего дня с момента размещения протокола о рассмотрении вторых частей заявок;
  • подписать итоговый протокол и разместить документ на электронной площадке и в ЕИС.

Причины признания строительной закупки несостоявшейся:

  • не подано ни одной заявки;
  • все заявки отклонены комиссией.

Если закупку признали несостоявшейся, заказчик может провести конкурс повторно, предварительно внеся корректировки в план-график при необходимости.

Письмо ФАС от 01.10.2020 № ИА/85170/20 «По вопросам установления требований к составу заявки при проведении повторной закупки в форме запроса предложений в случае признания конкурса или аукциона не состоявшимся»

В соответствии с Законом о контрактной системе  для участия в закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства участнику достаточно сообщить о «согласии» выполнить работы на условиях, предусмотренных документацией о закупке, в том числе проектной документацией.
При этом в случае признания электронного конкурса или аукциона не состоявшимися заказчик вправе провести закупку в форме электронного запроса предложений.

В данном письме ФАС России разъясняет, что при проведении повторной закупки в форме запроса предложений в случае признания несостоявшимся конкурса или аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (при включении в описание объекта закупки проектной документации) заказчик обязан установить требование о предоставлении в составе заявки на участие в запросе предложений исключительно согласия участника закупки на выполнение указанных работ.

 

IX. Корректировке также подверглось и постановление Правительства РФ от 04.02.2015г. №99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".

● снижен стоимостной порог, при котором заказчики обязаны применять доптребования к участникам: до 10 млн. рублей - для федеральных нужд, до 5 млн. рублей – для региональных и муниципальных нужд;

● для закупок с НМЦК более 500 млн. рублей требования к размеру опыта увеличены до 30%;

● увеличен с 3 до 5 лет период, за который будет учитываться опыт;

● при закупках работ по строительству и реконструкции опыт нельзя будет подтвердить опытом по сносу и капремонту;

● перечень случаев, когда необходимо устанавливать доптребования, дополнен новой позицией: закупка проектных и (или) изыскательских работ с НМЦК от 10 млн. рублей - для федеральных нужд, от 5 млн. рублей – для региональных и муниципальных нужд.

 

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14.08.2020 № МЕ/70507/20.

Постановлением N 99 не установлены требования к дате подписания контракта (договора), в связи с чем контракт (договор) может быть подписан ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Итоговый акт выполненных работ, из которого следует, что контракт (договор) исполнен в полном объеме, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом для расчета стоимости исполненного контракта (договора) учитываются все акты выполненных работ в совокупности, в том числе, подписанные ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При рассмотрении представленного в составе заявки контракта (договора) на выполнение соответствующих работ необходимо учитывать его полную стоимость, включая стоимость поставленного оборудования, материалов, налоги, а также иные расходы. При этом такая стоимость должна быть подтверждена соответствующим актом (актами)

 

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 22 мая 2020 г. N ИА/43260/20 “Некоторые вопросы применения Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99”

1. Учитывая, что в Постановлении N 99 не содержится требование о предоставлении в составе заявки технического плана объекта капитального строительства, а также то, что указанный план нужен для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по мнению ФАС России, представление участником закупки технического плана, являющегося приложением к разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в составе заявки не требуется, а, следовательно, его отсутствие в составе заявки не может являться, по мнению ФАС России, формальным основанием для отказа в допуске такого участника к участию в закупке.

2. Отсутствие в составе заявки на участие в закупке приложений к копии исполненного контракта (договора), не может являться, по мнению ФАС России, формальным основанием для отказа в допуске такого участника к участию в закупке.

Постановлением N 99 не предъявляются требования к форме и порядку оформления документов, представляемых участниками закупки в составе заявки для целей подтверждения требуемого в соответствии с Постановлением N 99 опыта выполнения работ, в связи с чем, соблюдение (не соблюдение) формы/оформления представленного таким участником документа, по мнению ФАС России, не может являться формальным основанием для отказа в допуске такого участника к участию в закупке.

 

X. Размещение проектной документации в облачном хранилище противоречит нормам действующего законодательства

ФАС России рассмотрела жалобу компании «Галактика» на действия Администрации Таштагольского муниципального района при закупке работ по реконструкции очистных сооружений пгт. Шерегеш с ценой контракта свыше 1 млрд рублей.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия ФАС России установила, что в ЕИС была размещена не в полном объеме проектная документация закупки. При этом заказчик добавил ссылку на облачное хранилище с необходимыми документами.

Такое размещение проектной документации противоречит положениям законодательства о контрактной системе, в связи с чем заказчику предписано устранить выявленное нарушения и внести изменения в документацию.

Проектная документация к закупке должна быть размещена в полном объеме строго в единой информационной системе. Размещение проектной документации в облачном хранилище и иных сервисах противоречит нормам действующего законодательства.

 

XI. Разъяснение "О предоставлении участникам закупок решения (копии решения) об одобрении крупной сделки" №ИА/62842/20 от 23.07.2020 г.

Решение об одобрении крупной сделки не требуется предоставлять во второй части заявки на участие в закупке, поскольку такое решение направляется электронной площадкой вместе с иными документами участника, предоставленными при регистрации в ЕИС.

Если сумма заключаемого контракта превышает сумму, указанную в таком решении, то при подаче заявки участник вправе внести в неё изменение через ЕИС либо самостоятельно предоставить во второй части заявки решение об одобрении крупной сделки, соответствующее цене контракта.

В 44-ФЗ представлены исчерпывающие требования к предоставлению решения об одобрении крупной сделки и предъявление каких-либо дополнительных требований к оформлению и содержанию такого решения является избыточным и неправомерным.

XII. 30.06.2020 Правительством Российской Федерации принято постановление N 961, устанавливающее предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом, а также Правила согласования контрольным органом заключения контракта с единст

Размер НМЦК, при которой  согласовывают контракт по результатам несостоявшегося аукциона, конкурса и запроса предложений:

  • для федеральных нужд — 500 млн руб. (при конкурсных процедурах или аукционе);
  • для региональных и местных нужд — 250 млн руб. Она же установлена и для конкурсных процедур;
  • для любых нужд — 1 000 руб. — при запросе предложений (если закупка не состоялась по определенным основаниям) или при госзакупке в закрытой форме.

венным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Исключение — если не состоялся запрос котировок, в том числе в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не нужно.

Контрольный орган не согласует заключение контракта с едпоставщиком, например, если выявит, что заказчик:

  • неверно выбрал способ определения поставщика;
  • проводил закрытую закупку без согласования с ФАС;
  • ограничил количество участников при описании объекта закупки, за исключением случаев, которые предусмотрены контрактным законодательством;
  • требования к участникам установлены с нарушением законодательства о контрактной системе;
  • сократил срок подачи заявок по 44-ФЗ;
  • неправомерно отклонил заявку или признал, что она не соответствует требованиям;
  • неправомерно отказал поставщику в допуске к участию в торгах;
  • обнаружил, что заявка единственного участника или информация, которая предусмотрена пп. «е» и «ж» п. 7 ПП №961, не соответствуют установленным требованиям;
  • выявил, что единственный поставщик не соответствует установленным требованиям.

 

XIII. Постановление Правительства РФ № 1576 от 01.10.2020 г., вводит единые правила проведения плановых и внеплановых проверок для ФАС России и уполномоченных региональных и муниципальных органов власти.

 

Этим документом утверждены правила осуществления контроля в госзакупках и внесены изменения в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений.

Срок проведения внеплановых проверок определен в 10 рабочих дней (20 дней для проверок закупок, сведения о которых составляют государственную тайну). При необходимости эти сроки могут быть один раз продлены - не более чем на 10 дней. Для плановых проверок установлен срок их проведения в 20 рабочих дней с возможностью продления еще до 20 рабочих дней.

Также в правилах оговаривается, что при проведении выездных плановых и внеплановых проверок контрольный орган может привлекать правоохранительные органы. В тех случаях, когда проверяемая организация препятствует доступу "контролеров" в помещения или на территорию субъекта контроля для получения информации и документов о закупках.

Помимо этого, утвержденные правительством правила, предусматривают введение с июля 2022 года ранжирования госзаказчиков - по степени риска. На основании этого ранжирования ФАС будет составлять календарь плановых проверок.

Всего вводится три категории риска - высокой, средней и низкой. Решение об отнесении конкретного заказчика к какой-либо из этих категорий будет приниматься на основании трех критериев:

- количество закупок, проведенных с нарушениями закупочного законодательства, выявленными на основании внеплановых проверок, проведенных по жалобам участников торгов.

- количество случаев неисполнения предписаний ФАС.

- число случаев по невключению подрядчиков в реестр недобросовестных поставщиков при одностороннем расторжении контракта.

Каждый из критериев будет рассчитываться на основании информации, размещенной в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок по соответствующей формуле. Для определения категории риска вводится своя формула, по которой заказчик может набрать от 0 до 100 баллов.

К высокой категории риска будут относиться госзаказчики, набравшие 60-100 баллов, к средней категории риска - 30-60 баллов, к низкой - 0-30 баллов.

 

Наверх