О ситуации на муниципальных и межмуниципальных перевозках пассажиров автомобильным транспортом. О практике применения антимонопольного законодательства в рассматриваемой сфере.
По рынку пассажирских перевозок в большинстве случаев нарушения выразились в не проведении конкурсов на маршруты, в назначении временных перевозчиков без осуществления публичных процедур. Такими действиями одним перевозчикам создаются преимущественные условия деятельности, а другим препятствования входа на рынок пассажирских перевозок и в конечном итоге не допускается конкуренция на этом рынке.
В ходе рассмотрения дел Управлением установлено, что нарушения на рынке пассажирских перевозок также выразились в бездействии по контролю за исполнением договорных обязательств и не расторжению договора в связи с неоднократным нарушением существенных условий конкурса (договора).
Серьезную тревогу вызывают действия перевозчиков, не исполняющих условия конкурсов, а также бездействие уполномоченных органов по контролю за соблюдением условий конкурса и договора, что ограничивает права иных добросовестных перевозчиков на обслуживание маршрута.
Кроме того, многие перевозчики, получая право осуществлять перевозки на конкурсной основе, вместе с тем не осуществляют пассажирские перевозки, а передают данное право иным перевозчикам на внеконкурсной основе, «сдают маршрут в аренду», принимая на себя функции организатора пассажирских перевозок, что противоречит части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. При этом должный контроль за данными действиями со стороны уполномоченного органа зачастую отсутствует.
Во избежание роста количества возбужденных дел и выявленных нарушений необходимо незамедлительное принятие дорожной карты по развитию конкуренции и внедрению в деятельность органов транспорта антимонопольного комплаенса, более тесное сотрудничество Минтранса Чувашии с Чувашским УФАС, требуется максимально оперативная работа Министерства по выдаваемым управлением предупреждениям о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Говоря о ситуации на данном рынке необходимо отметить не только отрицательные моменты, но и на важность создания базы лучших практик, которые могли бы быть использованы в дальнейшем и другими ОМС.