О правомерности установления требований к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну при осуществлении закупки на монтажные в категорированных помещениях

02 декабря 2021, 09:44

В Чувашское УФАС России, по итогам проведения публичных слушаний, поступило обращение представителя МВД по Чувашской Республике о правомерности установления требований к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну при осуществлении закупки на монтажные в категорированных помещениях.

Чувашское УФАС России, рассмотрев указанное обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) в рамках своей компетенции, сообщает следующее.

Согласно Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденному приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, Чувашское УФАС России не уполномочено давать разъяснения о применении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, для получения разъяснений по вопросам применения законодательства Вы вправе обратиться в ФАС России.

Одновременно, Чувашское УФАС России считает возможным пояснить следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.

В силу части 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответственной степени секретности.

Согласно части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является, в том числе, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации).

Согласно статье 9 Закона о государственной тайне отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, который утверждается Президентом Российской Федерации.

Требование о наличии у участников закупки (субподрядчика) действующей лицензии Федеральной службы безопасности устанавливается заказчиком на основании пункта 22 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 12031 «Об утверждении сведений, относящихся к государственной тайне» (в редакции от 11.02.2006 N 90), Инструкции по обеспечению секретности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 11.03.2012 N 015, пунктов 61 и 62 приказа МВД России от 10.09.2018 № 580ДСП «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию МВД РФ». К государственной тайне отнесены: об объектах инженерной инфраструктуры, о дислокации, назначении, степени готовности или защищенности режимных помещений МВД России; сведения, раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов ОВД, результаты оценки их уязвимости, а также сведения о местонахождении ручного стрелкового оружия и его количестве.

Следовательно, если указанные работы будут выполняться в категорированных помещениях МВД, в которых находятся сведения и документы, в том числе, составляющие государственную тайну, требование о наличии Лицензии ФСБ не противоречит законодательству о контрактной системе.

Правомерность установления данного требований подтверждается сложившейся судебной практикой, а также практикой антимонопольных органов:

- решение ФАС России от 14.03.2018 №18/44/105/188;

- решение ФАС России от 24.08.2015 по делу № К-1018/15;

- решение Костромского УФАС № 12-10- 39/2017;

- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2021 г. № Ф04-1565/21 по делу N А45-15322/2020.

Наверх